• Актуально: Стала известна информация о перекрытии улиц в Екатеринбурге в связи с проведением ЧМ-2018

Всё об иммерсивном

В минувшие выходные завершился специальный проект фестиваля-школы современного искусства «TERRITORIЯ» в Екатеринбурге. Завершился проект лекцией Алексея Киселёва о иммерсивном театре.

Алексей Киселёв — обозреватель драматического театра, театральный критик. Автор изданий «Афиша», «Афиша-Daily», «Colta», «Театр.», «Петербургский театральный журнал», «КРОТ», «Театральная афиша», и др. Ранее главный редактор журнала о современном театре и искусстве «Реплика», редактор фестиваля «Территория», программный директор фестиваля «Текстура», член экспертного совета премии «Золотая Маска». В лекции Алексея речь шла о том, откуда взялся иммерсивный театр, в котором люди надевают маски, ходят по комнатам, гоняются за персонажами, оказываются с завязанными глазами в чужой постели, или надевают наушники и отправляются в путешествие по улицам города. В качестве истоков жанра в пример были приведены опыты раннего авангарда, первые образцы симультанной режиссуры и интерактивного театра; плюс — обзор главных иммерсивных спектаклей в России и мире, актуальных на сегодня.

Вместе с Алексеем мы прошлись по самым ярким спектаклям нашей страны, которые относятся к иммерсивному театру, выявили особенности иммерсивного театра и подобрали новое определение театру.

По мнению Алексея, театр обретает новые формы, вследствие того, что он, как и любое другое направления искусства претерпевает воздействие века информации и технологий: «Зритель теряет интерес к традиционному театру, ему хочется чего-то нового, необычного, а иммерсивный театр в полной мере даёт ему новые ощущения. Есть театры, в которых зрители мало того, что учавствуют, но и создают свой спектакль, исход которого зависит от них. За этим интересно наблюдать. Парадоксально, как меняется человек в процессе спектакля».

Все эти виды театра совмещаются и по истории иммерсивного театра уже более ста лет. Самым массовым является спектакль-маскарад «Взятие зимнего дворца» (1920г.), поставленный прямо под открытым небом Николаем Евреиновым. В котором явно прослеживалась насмешка над прошлым политическим строем. «Имерсивный театр пытался отразить политическую обстановку. Это был некий протест, насмешка над правящими кругами», — отмечает Алексей. Получается, зритель становится не только свидетелем исторического процесса, но и его участником.

Самый яркий спектакль был сыгран в Америке — «Paradiz now» (1968г.). Он был не отрепетирован и практически полностью опирался на импровизацию, цель спектакля была нарушить все имеющиеся табу. На сцене творился настоящий хаос, сжигались деньги, одежда. Все сопровождалось безумными криками, артисты выступали полностью обнаженными. Затем в процессе спектакля наблюдалась попытка вовлечь публику в процесс, заставить людей повторять за артистами. Были на спектакле и протестующие, они бросались на артистов, били их. Но несмотря на пугающую обстановку, артисты этого спектакля и сам театр купались в лучах славы благодаря именно этой постановке.

Такая необычная постановка несла в себе смыл о том, что каждое государство, каждый политический строй- зло, а эта постановка анархический призыв к миру. Этот спектакль был незаконным, ведь прямо на сцене употреблялись наркотики.

Алексей рассказал и о театрах, где со зрителем взаимодействуют отдельно, артисты выступают в роли психологов, они помогают человеку понять себя, раскрыть свои внутренние потенциалы и даже повысить самооценку. Зритель находится в комнате, наедине с актером, а другие участники спектакля наблюдают за человеком, и высказывают своё мнение о человеке, сидящем в комнате. Такой спектакль помогает понять, как вы выглядите со стороны и какое впечатление производите.

«Новый театр набирает всё большую популярность, он показывает человека с другой стороны, нежели в традиционном театре, возможно, что это новое направление укоренится в нашем искусстве и станет равен классическому театру. Главная особенность иммерсивного театра в том, что он воздействует на все органы чувств человека, нежели традиционный театр, который взаимодействует только со слухом и зрением», — отметил Алексей.

Популярность этого направления, заключается в том, что мы можем войти в историю, поучаствовать в ней, иммерсивный театр воздействует на зрителя сильнее, чем классический. В таком театре есть тема, есть пространство, есть зритель, каждое из этих составляющих театра диктуют исход события.

21 век – театр зрителя

Без зрителя спектакль не состоится в любом случае, но и театр сейчас предоставляет зрителю выбор, чтобы он сам решил исход события. Возможность выбирать во время спектакля также с большей силой привлекает человека, вызывает у него всё больший интерес и тот посыл, который несет постановка зритель пропускает через себя, он видит некий результат и исход, участие в котором повышает его самооценку.

Есть и спектакли-путешествия, например, недавно в Санкт- Петербурге  появился спектакль, в котором можно пройтись по улицам Амстердама, Парижа и Венеции, при этом имея с собой только телефон и плеер с наушниками, которые выдает режиссер. Театр становится хорошим времяпрепровождением. Обнаружение этой близости с другим городом, путешествуя на расстояние уникально и удивительно. Удивителен и сам процесс создания таких спектаклей, например режиссер спектакля «Другой город» Семён Александровский создал спектакль по своим наблюдениям, впечатлениям будучи заграницей. Из простого путешествия может родится новое направление в искусстве.

Имерсивный театр ведет к расширению границ и популяризации театра, как направления искусства. Такой театр стремится к тишине, он пытается дать человеку некий противовес , оградить его от каждодневного шума. Кто-то считает, что такое время препровождение нельзя назвать театром, но вполне вероятно, что такой театр открывает новые возможности взаимодействия с публикой и реально заставляет человека думать, переживать, чувствовать.

Иммерсивный театр включает в себя несколько составляющих. Иммерсивный( от imersiv art)- театр вовлечения, театр, который не может состояться без зрителя. Это то искусство, которое максимально задействует все органы чувств. «Театр меняется, но при этом остается театром»

Имерсивный театр включает в себя:

· «Интерактивный театр» (вовлечение зрителя в процесс)

· «Променад-театр»

· Симультанное действие (Действие, в котором нельзя увидеть всё, можно наблюдать лишь за отдельными частями спектакля)

· Site- specific ( вне театра, исходя из пространства, в котором это реализовано, тот объект искусства, который невозможен нигде, кроме определенного места)

· «Театр ощущения»

Арина Зеленская

Версия для печати Версия для печати
Top