• Актуально: «КосмоЁлку» в Екатеринбурге откроет космонавт-испытатель

«Под подозрением каждый:» о фильме Кеннета Брана

Начало ноября ознаменовалось чередой премьер. На этот раз историю про интригующее преступление в поезде взялся ставить Кеннет Брана.

Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Главное действующее лицо – бельгийский детектив Эркюль Пуаро, который уже не раз появлялся в произведениях британской писательницы. Каждая его история обладает особой притягательностью, но в этом романе несколько составляющих детектива сложились в один шедевр.

Новая экранизация Кеннета Брана стала уже четвертой по счету. Он умудрился, одновременно играя главную роль и работая в качестве режиссера, создать пафосный и интригующий фильм. Основная нить повествования практически полностью совпадает с книгой.

Стамбул. Телеграмма с вестью об очередном преступлении потребовала срочного присутствия Пуаро в Великобритании, но все места в поезде уже раскуплены. К счастью, одним из пассажиров оказывается директор компании, которой принадлежит экспресс. Он и находит место для детектива. Ночью из-за снегопада поезд вынужденно останавливается, а вскоре Пуаро сообщают, что совершено убийство. Под подозрением оказывается каждый.

Сравнение с фильмом Сидни Люмета 1974 года неизбежно. Да, он уступает экранизации Брана в эстетическом удовольствии. И это, пожалуй, единственное преимущество. Картину приятно смотреть, даже больше – рассматривать. Фильм завлекает роскошными зимними пейзажами, красивыми декорациями, использованием флешбэков и хорошей операторской работой (несколько сцен сняты с потолка). Еще бы, ведь для производства картины выделено около сотни миллионов долларов. В далекие 70-ые Люмет мог себе позволить следовать канонам первоисточника, но никак не Кеннет Брайн. Следовало бы немного разнообразить сюжет, наполнить его уместными изменениями и неожиданными поворотами, иначе зритель просто заскучает.

Из-за обилия героев никому не удается реализовать живой образ. Они теряются и как артисты, и как персонажи. Некоторым выделено полцены, кому-то – ничего. Поэтому никто из актеров не запоминается, кроме, возможно, самого Браны в роли Пуаро. В фильме много времени уходит на сюжетную линию сыщика и завязку, но не на образы героев.

«Нам не нужно было ничего выдумывать – за нас всё сделали костюмеры и реквизиторы. Как только актёры ступали на съёмочную площадку, они оказывались в мире, в подлинности которого уже никто не сомневался», – призналась на презентации фильма в Лондоне Джуди Денч (княгиня Драгомирова).

Пуаро Брана – эксцентричный перфекционист. Он в несвойственной ему манере переживает из-за сложности дела, разговаривает с фотографией любимой девушки. И это – сыщик? В некоторые минуты Брана чересчур драматизирует: встает на цыпочки, рвет рубашку. Театральная сцена и удачные экранизации Шекспира и Мэри Шелли дают о себе знать. В финале Брана будто бы забывает, что играет детектива. Он мучительно решает, расскажет ли полиции, кто совершил убийство. Возможно, здесь и происходит завязка фильма относительно самого Пуаро. Ведь раньше никто из преступников не вызывал сочувствия и понимания, а тут… Да, Эркюль Брана более человечен и эмоционален, чем, например, черствый Пуаро Дэвида Суше из еще одной экранизации Агаты Кристи.

Джонни Деппу, играющего бизнесмена Рэтчетта, отводится совсем немного времени. И даже в небольших пределах он справляется со своей задачей. В его образе мерзавец Рэтчетт одновременно и боится, и пытается справиться с переживаниями путем пустых разговоров. Неплохо сыграла и Пенелопа Крус – девушка с неизвестным прошлым, старающаяся быть правильной. Если разбирать каждого по отдельности, то никто из них не имеет целостный образ. А вместе – целая история.

Все-таки Кеннету Бране удалось принести в мир кинематографа нечто достойное. Он сумел вынести историю на уровень притчи, окунуть зрителей в тему справедливости. Да, безусловно, это было заложено еще в самом романе, но он сумел заметить это и уделить сюжету особое внимание.

Если вы читали роман, то, конечно же, ничего нового вы не найдете, но подарить нескучный вечер фильму вполне по силам.

Ольга Штин

Версия для печати Версия для печати
Top