Начало ноября ознаменовалось чередой премьер. На этот раз историю про интригующее преступление в поезде взялся ставить Кеннет Брана.
Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». Главное действующее лицо – бельгийский детектив Эркюль Пуаро, который уже не раз появлялся в произведениях британской писательницы. Каждая его история обладает особой притягательностью, но в этом романе несколько составляющих детектива сложились в один шедевр.
Новая экранизация Кеннета Брана стала уже четвертой по счету. Он умудрился, одновременно играя главную роль и работая в качестве режиссера, создать пафосный и интригующий фильм. Основная нить повествования практически полностью совпадает с книгой.
Стамбул. Телеграмма с вестью об очередном преступлении потребовала срочного присутствия Пуаро в Великобритании, но все места в поезде уже раскуплены. К счастью, одним из пассажиров оказывается директор компании, которой принадлежит экспресс. Он и находит место для детектива. Ночью из-за снегопада поезд вынужденно останавливается, а вскоре Пуаро сообщают, что совершено убийство. Под подозрением оказывается каждый.
Сравнение с фильмом Сидни Люмета 1974 года неизбежно. Да, он уступает экранизации Брана в эстетическом удовольствии. И это, пожалуй, единственное преимущество. Картину приятно смотреть, даже больше – рассматривать. Фильм завлекает роскошными зимними пейзажами, красивыми декорациями, использованием флешбэков и хорошей операторской работой (несколько сцен сняты с потолка). Еще бы, ведь для производства картины выделено около сотни миллионов долларов. В далекие 70-ые Люмет мог себе позволить следовать канонам первоисточника, но никак не Кеннет Брайн. Следовало бы немного разнообразить сюжет, наполнить его уместными изменениями и неожиданными поворотами, иначе зритель просто заскучает.
Из-за обилия героев никому не удается реализовать живой образ. Они теряются и как артисты, и как персонажи. Некоторым выделено полцены, кому-то – ничего. Поэтому никто из актеров не запоминается, кроме, возможно, самого Браны в роли Пуаро. В фильме много времени уходит на сюжетную линию сыщика и завязку, но не на образы героев.
«Нам не нужно было ничего выдумывать – за нас всё сделали костюмеры и реквизиторы. Как только актёры ступали на съёмочную площадку, они оказывались в мире, в подлинности которого уже никто не сомневался», – призналась на презентации фильма в Лондоне Джуди Денч (княгиня Драгомирова).
Пуаро Брана – эксцентричный перфекционист. Он в несвойственной ему манере переживает из-за сложности дела, разговаривает с фотографией любимой девушки. И это – сыщик? В некоторые минуты Брана чересчур драматизирует: встает на цыпочки, рвет рубашку. Театральная сцена и удачные экранизации Шекспира и Мэри Шелли дают о себе знать. В финале Брана будто бы забывает, что играет детектива. Он мучительно решает, расскажет ли полиции, кто совершил убийство. Возможно, здесь и происходит завязка фильма относительно самого Пуаро. Ведь раньше никто из преступников не вызывал сочувствия и понимания, а тут… Да, Эркюль Брана более человечен и эмоционален, чем, например, черствый Пуаро Дэвида Суше из еще одной экранизации Агаты Кристи.
Джонни Деппу, играющего бизнесмена Рэтчетта, отводится совсем немного времени. И даже в небольших пределах он справляется со своей задачей. В его образе мерзавец Рэтчетт одновременно и боится, и пытается справиться с переживаниями путем пустых разговоров. Неплохо сыграла и Пенелопа Крус – девушка с неизвестным прошлым, старающаяся быть правильной. Если разбирать каждого по отдельности, то никто из них не имеет целостный образ. А вместе – целая история.
Все-таки Кеннету Бране удалось принести в мир кинематографа нечто достойное. Он сумел вынести историю на уровень притчи, окунуть зрителей в тему справедливости. Да, безусловно, это было заложено еще в самом романе, но он сумел заметить это и уделить сюжету особое внимание.
Если вы читали роман, то, конечно же, ничего нового вы не найдете, но подарить нескучный вечер фильму вполне по силам.
Ольга Штин