• Актуально: Плотинка №6 (48), июнь 2018

«Матильда»: за и против

Нашумевший и очень ожидаемый фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал любопытство и интерес еще до своего выхода в прокат. «Матильда» один из немногих, а может и единственный фильм, предыстория которого не менее интересна, чем сама картина. В октябре состоялась долгожданная премьера. Не успев появиться на экранах, он уже заслужил репутацию «самого скандального фильма года». Заслуженно ли?

Сюжет фильма основан на романе последнего русского императора Николая II с балериной Матильдой Ксешинской. Личность Николая II для России связана не только с императорской властью, но и напрямую с религией, ведь в двухтысячном году он с членами своей семьи был причислен к лику святых. Этот факт и стал толчком для волны недовольств, связанных с оскорблением чувств верующих.

В ноябре 2016 года депутат государственной думы Наталья Поклонская отправила в прокуратуру запрос с целью проверить «Матильду» на предмет оскорбления чувств верующих. К ней, якобы, обратились десятки граждан, которых оскорбил фильм, который они еще даже не видели. На улицы стали выходить люди с иконами и плакатами, которые протестовали за допуск картины в прокат. Это, по меньшей мере, глупо. Нельзя судить о том, чего еще не видел. Но все это привлекло внимание к «Матильде» задолго до ее выхода.

Любовь Ники и Маля

Центральными образами являются Матильда и Николай II. Матильда является не женщиной-соблазнительницей, какой ее яростно рисуют противники фильма, а вдохновительницей, музой. Но кто говорит, что муза должна быть кроткой и нежной? Это и отличает Матильду от остальных – страстная натура и обжигающий характер. Но в отношениях с Николаем ей движет далеко не страсть. В первую очередь, она нашла в нем родственную душу.

Сам Николай II показан достаточно туманно. Неуверенный в себе наследник, который боится управлять государством, но не боится крутить роман с балериной. Противоречивый образ. Но сердцу не прикажешь. Главная черта киношного Николая II – непостоянство. Он сам не знает, чего хочет. То соглашается с матерью, то вдруг резко идет ей наперекор. Этакий каприз маленького мальчика, который хочет показать какой он большой и независимый. Но несмотря на эту ужасную черту героя, образ получился невероятным.

Отношения двух персонажей начинаются при достаточно пикантных обстоятельствах. Создается впечатление, что император влюбился в Матильду именно после того, как увидел ее случайно обнажившуюся грудь на сцене театра. И это минус фильма. Действительно, многие зрители восприняли это как то, что Николай II, как маленький мальчик, увидел обнаженную часть тела и влюбился без памяти. Безусловно, режиссер эти фрагментом хотел только ярче показать темперамент Матильды, но многие восприняли это иначе.

Маркетинговый ход  Учителя

В фильме есть еще одна сюжетная линия, хотя таковой ее и назвать сложно. Это линия героя Данилы Козловского офицера Воронцова — преданного воздыхателя Матильды. Он бегает за ней весь фильм, подвергается пыткам и вообще непонятно чего добивается, ведь Матильда не давала ему и намека на отношения. Эту линию можно было бы спокойно убрать из фильма и ничего бы не изменилось. Она никак не влияет на сюжет и единственное, чем доставляет удовольствие это игра Данилы Козловского. (Мне вообще кажется, что Козловский был приглашен в фильм именно для привлечения зрителя к такой популярной личности).

Но фильм очень роскошный. Роскошный в плане оформления. Роскошь императорских палат показана во всем великолепии. Размах, костюмы, дворцы действительно поражают своей красотой. Антураж 19 века передан великолепно, но другого и не следовало ожидать, ведь на фильм было выделено 25 миллионов долларов. Богатые наряды и комнаты, все учтено вплоть до мелочей. Каждый маленький атрибут несет в себе какой-то смысл, дополняет картину царской России.

Я советую посмотреть «Матильду» каждому, хотя бы для того, чтобы насладиться образом царской России, который максимально приближена к действительности. Правда, складывается ощущение, что он слеплен по кускам. Да, есть вещи, которые попусту занимают место в фильме, но таких образов вы больше нигде не встретите. Насколько бы бесполезным не был герой Данилы Козловского, он сыгран идеально и на него хочется смотреть. Что говорить уже о героях Ларса Айдингера(Николай II) и Михалины Ольшанской(Матильда). От их игры мурашки идут по коже, и, если фильм вам и не понравится, то удовольствие от превосходной актерской игры вы точно получите. Ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих, я там не увидела. Даже постельная сцена снята так, что ее даже постельной сценой не назовешь. Все дышит любовью. А то, что император любил Матильду, никак не ставит под сомнение его святость и веру в Бога. Наоборот, он умеет по-настоящему любить, а это качество настоящего человека и христианина. И пусть после просмотра этого фильма каждый зритель ответит себе на главный вопрос: имеет ли право император на простое человеческое счастье?

Виктория Галлямова

Версия для печати Версия для печати
Top