• Актуально: Внимание! Голосование!

Убежавшее детство

В фойе библиотеке собрались полтора десятка молодых людей, кто-то принес с собой цветы. Все ждут. Сегодня здесь покажут театральный перфоманс Открытого Студийного театра – О.С.Т. Спектакль рассказывает о судьбе девочки-вундекинда Нике Турбиной, которая писала удивительные, совершенно недетские стихи. 11 мая, ровно 15 лет назад, жизнь Ники Турбиной трагически оборвалась.

Малый зал библиотеки превращается в импровизированную сцену: слева стол, в глубине — школьная доска и проектор, слева  —  лестница. Перед нами два актера: корреспондент (играет Балдовский Владимир) – зачитывает газетную хронику времени популярности Ники и бабушка (Елена Таврина) – читает дневниковые воспоминания:  «С трех лет, из-за болезни, Ника почти не спала,  вместо этого стояла у окна, шептала стихи и просила записывать за ней. Ее пытались лечить, водили к докторам, но врачи не лечат от стихов»

Вниз, по лестнице, на сцену, тихими шагами спускается девушка в легком белом платье с рюшами, балетках и белых носочках  – это Ника. Ее играет Настя Исайкина –– сегодня ее дебют в театре ОСТ.   «Мне всегда хотелось сыграть такой надрывный материал. Эта роль «вытащила» меня на эмоции, позволила высказаться. Конечно, Ника – это феномен. Мне ее жаль – ведь она до конца своих дней осталась недолюбленным ребенком», — говорит актриса.

Настя читает стихи Ники в манере, свойственной  автору: выразительно, искренне, по-детски наивно, нараспев: «Я – полынь-трава, горечь на губах…» — с первых же строке зал наполняется осязаемым напряжением – никто из присутствующих не ожидал таких глубоких взрослых строк от маленькой девочки.

А корреспондент зачитывает новости: вот приходит успех, про Нику пишут в газетах, издается сборник, присуждается почетная премия – эти вехи в судьбе девочки идут рефреном к ее стихам.

Тишину зрительного зала разрывает пронзительный детский голос – включается старая запись. Из динамиков, сквозь треск, мы слышим голос Ники. Здесь она снова по-взрослому рассуждает о жизни: «Человек должен понимать, что жизнь его недолга. А если он будет ценить свою жизнь, то и жизнь его будет долгой, а заслужит — и вечной, даже после смерти...» — мурашки бегут по телу от таких рассуждений  ребенка.

Ника-Настя сидит посреди  сцены на детском стульчике и читает стихи, а корреспондент гладит ее по голове, девочка смотрит в зрительный зал светлыми наивными глазами. Все это метафора: пока Ника, хорошенькая малышка, публика ей рукоплещет и принимает, восторгается и обожает и, кажется, ее ждет прекрасное и светлое будущее.

Но внезапно тональность спектакля меняется, над зрительным залом как будто сгущаются тучи, стихи становятся все мрачнее, Настя начинает мерить сцену широкими  нервными шагами, залезает на стул, заламывает руки, а потом и вовсе начинает метаться, как будто в агонии.

Бабушка читает дневники: «Из воспоминаний мамы Ники, Майи Анатольевны, в один момент с ней стало сложно. К 13 годам  Ника неожиданно выздоровела, ночные приступы астмы, мучавшие ее все детство, ушли, а вместе с болезнью ушли и стихи» — как сказали бы сейчас, девочка выросла.

Тогда Евгений Евтушенко скажет, что «в жизни есть два испытания: признание и непризнание. Надо уметь проходить оба»  — в зале сгустились ощущение как будто перед грозой. И гроза разразилась -детский стульчик с грохотом летит в сторону, со стола корреспондент сметает на пол листы…Настя опускается на пол и съеживается, поджав под себя ноги и обхватив голову руками. Корреспондент срывает с доски и комкает ватман, бросает в Нику, скорчившуюся на полу. Вот и все.

А идея о создании творческого вечера пришла сама: «Биографии  — один из моих любимых жанров. А судьба Ники Турбиной оказалась отражением эпохи 90-х, и я ее прекрасно понимаю. Это было как раз то время, когда поэты стали не нужны», — рассказывает художественный руководитель театра ОСТ Ирина Лядова. Когда стихли последние звуки стихов и музыки, зрители замерли – никто не решался аплодировать – слишком пронзительной, слишком острой и драматичной оказалась история.

Екатерина Кузнецова

 

Ника Турбина – поэтесса, прославившаяся в очень юном возрасте. В восемь лет к девочке пришла слава. Под свое покровительство юную поэтессу взял Евгений Евтушенко. Он же написал предисловие к ее единственному сборнику стихов «Черновик», который разошелся тиражом 30 000 экземпляров. Слава обрушилась на Нику с разрушительной силой: ей писали письма, о ней снимали фильмы, ее стихи переводились на иностранные языки. Ника стала второй советской поэтессой (после Анны Ахматовой), получившей «Золотого льва» в Венеции на конкурсе «Поэты и Земля». Советский Детский фонд учредил  для Ники именную стипендию, а фирма «Мелодия» выпустила пластинку со стихами. Она гастролировала по США, Италии, имея оглушительный успех.

 

Версия для печати Версия для печати
Top