• Актуально: В Екатеринбурге воссоздали расстрельную комнату, где убили императорскую семью

За качество — отвечают?

Трудно найти человека, который ни разу не покупал просроченный товар. Поспешили, недоглядели, и вот, жалея о потраченных впустую деньгах, мы бросаем продукт в мусорную корзину. Некоторые, вернувшись в магазин, требуют аналогичный свежий товар или возврат денег. У кого-то подобное удается, но есть и те, кто уходит ни с чем, получив в качестве бесплатного бонуса порцию грубости и хамства.

 «За качество — отвечаю!» — гласит слоган бессрочной акции, в которой принимают участие сети известных магазинов. А так ли это на самом деле? Проверим, насколько добросовестно исполняется данная программа в нашем городе.

Излишняя щедрость

 Взгляд падает на жёлтый ценник с пометкой об акции. Конечно, в любой другой ситуации я бы могла пройти мимо, но здесь меня сразу настораживает странно низкая цена товара. Филе кальмара, две упаковки которого подаются по цене одной — за 129 рублей. Излишняя щедрость кажется очень сомнительной. Смотрим на срок годности — причина подобной «благотворительности» становится понятна: филе просрочено на пять дней, но, несмотря на это, лежит среди других товаров на полке.

Открываем главную страницу официального сайта магазина и читаем следующее: «Магазин предлагает покупателям только самые свежие продукты и тщательно следит за их своевременным обновлением на прилавках. Приобрести просроченный товар в магазинах практически невозможно, но если это все же случится, в рамках действующей в каждом магазине программы «За качество отвечаю!» магазин не только вернет деньги за приобретенный товар, но и предложит в подарок такой же товар надлежащего качества». Суть программы проста:если вы приобрели товар с истёкшим сроком годности, то Директор по свежести должен вернуть вам деньги, а также предложить в подарок за счет магазина такой же или аналогичный свежий товар надлежащего качества. В подарок предоставляется только одна единица товара, вне зависимости от количества приобретенного покупателем товара с истекшим сроком годности, по стоимости не превышающий стоимость самого дорогого товара из покупки, подлежащего возврату с истёкшим сроком годности.

Берем продукт, подходим к кассе. С чистой совестью отдаем свои деньги за выглядевший уже не очень съедобно товар. Кассир, в свою очередь, с не менее чистой совестью отбивает его и выдаёт чек. Становится неприятно от понимания того, что мы уже заплатили за непригодное для пищи филе. Итак, проверка началась.

Кто кого?

Фотографируем этикетку со сроком годности филе и сам чек и подходим к одному из продавцов. Со смесью удивления и разочарования объясняем ситуацию: «Так вышло, не проверив срок годности, купили просроченный товар. Что теперь делать?» Тот просит подождать и идёт за администрацией магазина. Спустя пару минут повторно рассказываем о нашей неудачной покупке женщине, представившейся директором. Она предлагает вернуть нам деньги. Мы, в свою очередь, напоминаем ей о бессрочной программе «За качество – отвечаю!», по которой, помимо возврата денег, нам должны выдать единицу аналогичного, но свежего товара. Директор отрицательно качает головой и говорит, что такая акция давно закончилась, и если меня что-то не устраивает, то я могу забрать это филе назад. Слегка опешив от такой реакции, открываем сайт магазина, но женщина отказывается читать написанное там, доказывая, что информация давно устарела и негодует на то, что мы отрываем её от работы. Мне ничего не остаётся, как вернуть этого «скандального» кальмара и получить за него свои же деньги.

Набираем номер телефона горячей линии магазина и через несколько секунд слышим приятный женский голос, который просит рассказать о причине звонка.  Уже в третий раз объясняем ситуацию, но, в отличие предыдущих, этот оказывается более действенным: говорим адрес данного магазина и оставляем некоторые свои контакты. Голос из телефона убеждает, что эту программу никто не отменял и обещает, что жалоба будет рассмотрена в течение пяти дней. Со смешанными чувствами выходим из магазина.

На следующий день кто-то из представителей администрации магазина звонит мне и приносит извинения за случившееся. Он убеждает, что с тем директором была проведена объяснительная беседа и предлагает вернуться в магазин за свежим филе кальмара.

Свои права знаем

 Ситуацию, с которой мы столкнулись, прокомментировала председатель Екатеринбургского общества защиты прав потребителей Галина Быкова: «Сотрудники магазина по закону несут ответственность за некачественную продукцию. И если руководитель магазина уходит от ответа, покупателю следует подавать жалобу в Роспотребнадзор, потому что в этом случае мы видим умышленное предоставление недостоверной информации. Заявленная акция должна проводиться в соответствии с указанными о ней сведениями.  В данной ситуации покупатель может требовать только возмещение морального ущерба. Возможно, что после жалобы на магазин представители Роспотребнадзора придут туда с проверкой, чтобы проверить качество продуктов».

Старший помощник прокурора города Екатеринбурга Мария Стольникова разъясняет: «Никаких нормативно-правовых актов об утверждении «бессрочной федеральной программы «За качество отвечаю!»  не принималось.  Это, скорее всего, определенная акция либо внутренняя программа повышения качества работы, внедренная торговыми сетями.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона при обнаружении в товаре недостатков потребитель может потребовать от продавца: замены на аналогичный товар этой же марки; замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; возврата уплаченной за товар суммы.

Обнаружив просроченный товар, покупатель вправе вернуть товар в магазин. Кстати, если покупатель приобрел товар, который по маркировке ещё годен, а на самом деле оказывается испорченным, например, прокисшее молоко, то покупатель также вправе требовать от продавца выполнения любого пункта требования из вышеперечисленных. Подтверждением факта приобретения товара у продавца является кассовый чек.

Если вы не успели распознать некачественный товар и вашему здоровью был нанесён вред, то обязательно сохраните документы, свидетельствующие об этом: выписку из больницы, чеки из аптеки. Всё это вы можете предоставить продавцу, чтобы он в полном объёме возместил причинённый вашему здоровью вред (п. 1 ст. 14 Закона). Однако, если разрешение конфликта мирным путём невозможно, покупателю придётся обратиться с иском в суд».

Бывает, сотрудники магазинов сами не знают некоторых правил, а, может быть, просто пренебрегают ими. В таком случае, покупателю, знающему свои права, следует отстаивать их. Правда может быть на нашей стороне, и мы на собственном опыте убедились в этом. Вот только и за нее приходится бороться.

Полина Шубина

 

Версия для печати Версия для печати
Top