Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Метеоритный поток Лириды увидят свердловчане уже сегодня ночью

Куклы с человеческой душой

Восприятие кукол и отношение к ним зависит от возраста. Если в детстве они были для нас друзьями, то чем старше становится человек, тем с большим подозрением и настороженностью он относится к куклам. Не зря же сложено столько мистических историй о куклах, ведь так?

А возможно – зря. Но если кукла не представляет из себя ничего необычного, а просто является сшитыми тряпочками, то как удаётся человеку, взявшему её в руки, вселить в неживое создание жизнь? Это, очевидно, по силам только профессионалу. Специально к Международному дню кукольника мы отправились в Екатеринбургский театр кукол, чтобы узнать, что представляют из себя куклы – главные актёры этого театра – и стоит ли их остерегаться.

Невыдуманная история

Екатеринбургский театр кукол ведёт свою историю с шестого ноября 1932 года. Говорят, что вскоре после открытия Театра юного зрителя в 1930, стало понятно — молодым зрителям не хватает кукольных историй. Поэтому на его базе ТЮЗа, где энтузиасты-кукольники ставили спектакль «Стёпка-растрёпка», и был образован новый театр. Долго у Свердловского театра кукол не было своего здания, и лишь в 1964 году он обрёл собственный дом. Открытие нового театра было ознаменовано премьерой — спектаклем «Письмо из Италии».

В 1969 году на сцене театра в то время начинающий театральный режиссёр Роман Виндерман поставил дипломный спектакль «Снежная королева», где впервые играли не куклы, а актёры в масках.

В 1996-1998 годах здание театра было реконструировано. При сооружении нового здания трудились специалисты из Хорватии, Австрии и Швейцарии, а в разработке интерьера фойе участвовали даже дети. После реконструкции стало возможным проведение спектаклей в двух залах одновременно: в большом на 268 мест и камерном – на 80. «Здесь бьётся кукольное сердце России», — сказал однажды театральный критик Владимир Спешков о Екатеринбургском театре кукол, ставшем авторитетом среди отечественных и многих иностранных кукольников.

Екатеринбургский Театр кукол

Екатеринбургский Театр кукол

Театр – всем!

Полагать, что репертуар Театра кукол ориентирован на детей – оправданно. Но лучше так не думать. Об особенностях структуры театра нам рассказала специалист по связям с общественностью екатеринбургского Театра Кукол Мария Зырянова: «Мы работаем и для малышей, и для взрослых зрителей. Есть такая вещь как возрастной ценз. У каждого спектакля он определяется. Понятно, что все дети разные, некоторым и сложно высидеть на спектакле. Но если родители, например, с двух лет водят ребенка в театр, то постепенно он привыкает. Для маленьких у нас минимум световых и звуковых эффектов, чтобы им было комфортно. Есть специальный mamin-зал, где у детей есть возможность посидеть на полу на подушках. Малышам высидеть полчаса бывает физически тяжело. А если у ребенка есть возможность встать, пройти туда-сюда, вернуться, то телу комфортно и легче воспринимать историю.

Было время, когда в нашем театре спектаклей для взрослых было больше. Сейчас мы больше адресованы детям. Но наш Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» всегда собирает спектакли для зрителей самых разных возрастов. Например, на фестивале 2016 года театр из Перми показывал «Толстую тетрадь» с возрастным ограничением 18+. Эта история была однозначно не для детей. Взрослые зрители могли убедиться, что театр кукол может рассказывать истории и для них».

Мария Зырянова, специалист по связям с общественностью екатеринбургского Театра кукол

Мария Зырянова, специалист по связям с общественностью екатеринбургского Театра кукол

Рождение главных героев

Примечательно, что все куклы «рождаются» в самом театре – здесь «маленький заводик» по производству кукол. Кукла имеет несколько родителей: то, какая кукла необходима, решает режиссёр-постановщик спектакля вместе с художником, который делает эскизы. Например, основные создатели спектаклей в Екатеринбургском театре – Евгений Сивко и Юлия Селаври. Затем куклу начинают делать специально обученные мастера: бутафоры делают заготовку, механики добавляют инженерию, если для работы куклы необходимы какие-либо механизмы. После этого швейный цех отшивает костюмы, а бутафоры делают парички. Немаловажную роль в создании куклы играет артист, которому предстоит с ней работать, — именно он её «оживляет».

Нередко театр Театр кукол работает с приглашёнными художниками. Тогда в первую очередь, когда художник приезжает знакомиться с театром, он знакомится не только с труппой, но и со всеми цехами по производству кукол, чтобы сразу понять, какие идеи будут реализованы запросто, а с какими придётся попотеть.

Куклы, задействованные в спектаклях, находятся в реквизиторском цехе. Раньше в Театре кукол был музей с уже «не играющими героями», но, по техническим причинам, его расформировали. Однако эти куклы всё ещё живут в театре.

Стоит отметить, что нередко театру дарят кукол. Вот только работать с ними ещё никто не рискнул, поэтому подаренные куклы – выставочные. Хотя таких кукол предостаточно, чтобы сделать для них отдельную историю. И возможно, у какого-либо режиссёра однажды такая идея появится.

фото к блоку КАК ДВЕ КАПЛИ

На любые вкус, цвет и часть тела

Неудивительно, что ассортимент кукол в театре намного разнообразнее, чем в магазине. Здесь и перчаточные, и тростевые, и планшетные, и куклы-марионетки. «Ручки и ножки будут двигаться у любой куклы, если ей попадётся хороший кукольник», говорит Мария Зырянова. Для конкретной постановки система кукол выбирается в зависимости от задач, которые ставят режиссёр и художник.

Марионетки приводятся в движение при помощи нитей. К ручкам, ножкам, туловищу и голове куклы крепятся верёвочки, продеваемые через отверстия крестообразного приспособления, именуемого «вагой», посредством наклонений которого кукла совершает движения, похожие на человеческие.

Перчаточные куклы – это голова на пальце и перчатка на руке кукловода. Такие куклы могут сшить даже мамы, играющие с детьми дома в театр.

Тростевые куклы приводятся в движение с помощью трости, на которую они надеты. Трость может быть не одна, а две, соответственно и управляется тогда кукла двумя руками.

Планшетные куклы умеют «ходить» по настилу сцены, который и называется «планшет».

Некоторые из них управляются не руками, а ногами кукловода.

Существуют также куклы вертепа, тело которых насаживается на рукоятку. Её держит кукловод и проводит куклу по щели вертепа. Такие куклы обычно вырезаются из дерева, обшиваются тканью или раскрашиваются. Мимирующие куклы делаются из мягких материалов. Пальцы артиста находятся в голове куклы, управляют её глазами, носом и ртом. Показать вам язык такая кукла вам вряд ли сможет, но зато улыбнётся по самые уши.

Как две капли

Когда произведение для постановки выбрано и идёт распределение ролей, мастера-кукольники уже начинают изготовление кукол. «Сложность репетиционного процесса в нашем театре заключается в том, что пока нет кукол, невозможно репетировать. К примеру, в Театре драмы актёры получили текст, декораций ещё нет, но они уже могут репетировать. А к кукле надо привыкнуть, слиться с ней; артист и кукла должны быть единым организмом. Если вы одновременно видите и куклу, и артиста, то они, например, могут восприниматься, как один персонаж, а могут и вступать в диалог. Всё очень индивидуально», — рассказывает Мария Зырянова.

Художник, точно зная, кто будет играть роль, может сделать куклу, похожую на этого артиста. Например, в закромах театра вы можете найти две куклы Алисы для спектакля «АЛИСА/alice.net». Одна с тёмными волосами, другая – со светлыми. Всё почему? У постановки два состава: в одном играет артистка с тёмными волосами, в другом – со светлыми. Можно было бы обойтись и одной Алисой, но в театре любят точность. Профессионалы всё-таки.

Кстати, если кукла получается очень похожей на артиста, то её стараются максимально уберечь от различных повреждений. Говорят, были случаи, что ломались у куклы ручка или ножка, это же происходило и с живым артистом.

Ну а раз уж заговорили о мистике, то стоит отметить: кукольники – люди суеверные. И чтобы «мёртвые куклы» (в частности, куклы для спектакля «Бобок» представляют из себя разлагающихся мертвяков) не влияли на «живых», кукол для детских сказок, их в реквизиторском цехе накрывают тканью.

IMG_6853

Универсальные артисты

Важно понимать – в этом театре куклы всегда на первом месте. Но без актёра она была бы никем. Для хорошей работы с куклой, одежда актёра должна быть, безусловно, удобной, но джинсы и рубашка не подойдут – нужно соответствовать цветовой гамме или быть в рабочей одежде.

Работа кукольника невероятно сложна, как в психологическом плане, так и в физическом: приходится по часу стоять за ширмой с вытянутыми вверх руками, а иногда и вовсе с одной куклой на двоих или троих. В спектакле «Картинки с выставки» одного артиста не видно совсем, но благодаря его работе, зрители видят различные кукольные чудеса. А сам он даже не выходит на поклон.

Но с уверенностью можно заявить: кукольники могут быть всем! В театральном институте Екатеринбурга есть два педагога, которые готовят кукольников – Наталья Гаранина и Надежда Холмогорова. На кафедре театра кукол Екатеринбургского государственного театрального института артисты получают те же самые основы, что и артисты драматического отделения, но при этом они ещё осваивают куклу. А чтобы хорошо ей управлять, необходима хорошая физическая форма.

Талант и только

О том, каким должен быть настоящий кукольник, нам рассказала Лидия Александровна Потапова – человек, который работает в Театре кукол с 1959 года. Она знает о театре абсолютно всё. Раньше Лидия Александровна была замечательным кукольником (хотя мы уверены – кукольниками остаются навсегда), а теперь она – заведующая архивом, хранитель истории театра. «Чтобы стать хорошим кукольником, нужно иметь талант. А он даётся свыше, — считает Лидия Александровна. — Мы – первый выпуск кукольного отделения, нынче нашему выпуску 50 лет будет. Это с нас началось кукольное отделение театрального училища».

Лидия Потапова, заведующая архивом

Лидия Потапова, заведующая архивом

А о своей любви к куклам Лидия Александровна может рассказывать долго, но кажется, её никогда не поймут те, кто не был кукольником: «Что такое кукла? Я проработала всю жизнь в театре кукол и не знаю этого, — заявляет она. – Вот висит тряпочка. А потом ты берёшь её – и кукла начинает жить, смотреть на тебя. Вот скажите мне, что это такое? Тряпочка, а живёт своей жизнью. Вот она думает, вот она смотрит… Рука-то моя, а я на неё смотрю и ощущение, что она живая. Это загадка для меня неразрешимая, несмотря на то, что я работаю 50 лет в театре. Для настоящего кукольника кукла и правда словно живая. И этот трепет невозможно описать словами».

Ксения Нигамаева, Никита Пинжаков,
Фото – Н. Пинжаков

Версия для печати Версия для печати
Top