В наше время технологии развиваются настолько стремительно, что за ними просто невозможно уследить. Но, несмотря на это, мастерство стеклодувов, имеющее многовековую историю, до сих пор практически полностью выполняется вручную. В чём же секрет? Расскажем в нашем материале в рубрике «Один день с…».
Город Гусь-Хрустальный с давних пор считается центром стекольной промышленности России, но и на Урале есть на что посмотреть. Например, в Екатеринбурге выдуванием невообразимых изделий из стекла в своей стеклодувной мастерской занимается мастер Татьяна Тунис.
Утром рано, спозаранку
Стеклодувная мастерская – это небольшой цех, в котором очень жарко, здесь ни в коем случае нельзя оставаться в верхней одежде. Есть свои правила безопасности для посетителей: при плохом самочувствии немедленно пить воду.
«День в мастерской начинается с разогрева печей, в среднем это занимает около двух часов. Только стекловаренную печь мастер не выключает никогда, ведь тогда стекло застынет, и тигель можно будет выбрасывать, так как достать застывшее стекло из неё просто невозможно», – рассказывает Татьяна Тунис. Тигель – это специальная ёмкость из глины, в которой плавят стекло. Они периодически трескаются и приносят дополнительные хлопоты мастерам.
Помимо печей у стеклодувов есть ещё множество других инструментов. Щипцы, пинцеты, ложки, фигурные ножницы, молды – они нужны для придания формы стеклу. Конечно же, никакой стеклодув не обходится без стеклодувной трубки и понтии – металлического стержня без отверстий на концах.
Процесс пошёл

Мастер-стеклодув Татьяна Тунис
Без дела мастер сидеть не может, прямо перед нами Татьяна Тунис демонстрирует производство марблов. Это разноцветные шары, изготовленные из стекла. Размер у них может быть любым – от теннисного мячика до увесистого яблока.
Работает Татьяна быстро, движения отлажены многолетней практикой. Шаг – открыта тяжёлая дверца печи, наружу вырывается раскалённый воздух. Мастер проталкивает внутрь понтию, нагревает. Ещё шаг – открывается стекловаренная печь, понтия опускается внутрь, как в жерло вулкана. Наружу она извлекается с каплей раскалённой стеклянной массы на конце. «Капля» весит полкилограмма и вместе с самой понтией составляет внушительный вес.
Стекло текуче и постоянно стремится сбежать, стечь. Суть мастерства заключается в том, чтобы удержать расплавленную массу и успеть придать ей нужную форму, пока она не застыла. Красота получается неописуемая, но, как известно, красота требует жертв, а работа со стеклом ещё и безопасности. «Во время работы я обязательно надеваю перчатки, очки и кевларовые нарукавники, они отлично защищают от высокой температуры. В аптечке в первую очередь находятся средства от ожогов», – рассказывает Татьяна Тунис.
Конкуренция? Нет!
В мастерской производятся украшения, светильники и различные инсталляции. Конкурентов в России эта мастерская практически не имеет. Ремесло стеклодува у нас встречается нечасто, и редкие мастерские специализируются на чём-то своём. «Больше всего в профессии мне нравится процесс созидания, возможность покреативить и создать что-либо неповторимое и уникальное», – признаётся Татьяна Тунис.
Заканчивается рабочий день в мастерской по-разному: либо печи выключают, либо проводятся экскурсии для посетителей. Медленнее всего до комнатной температуры остывает печь отжига, где готовые изделия приобретают нужную прочность.
За пару часов, проведённых в мастерской Татьяны Тунис, можно не только изучить процесс изготовления изделий из стекла, но и прикоснуться к настоящему искусству. Учебники по этой профессии вы вряд ли найдёте. Секреты ремесла осваиваются годами и оттачиваются на протяжении всей жизни.
Текст – Дарья Углинских, фото – Никита Пинжаков