• Актуально: Лечимся «снегом»: чем шоу Полунина заменяет курс психотерапии

Формула искусства: приоткрываем завесу творческих кулис

Отточенные движения, идеальная пластика, поставленные голоса, никакой суеты на сцене — вот то, что мы видим практически на любом концерте. Что же происходит за сценой? Мы приоткрыли завесу творческих кулис Уральского центра народного искусства и узнали, как артисты готовятся к выступлениям, как петь в хоре, не имея музыкального образования, и для чего музыкантам отвёртка, а теперь, дорогие читатели, спешим поделиться с вами.

Единый, живой, музыкальный

Музыкальная «жемчужина» Свердловской области и всего Урала – это Уральский государственный русский оркестр. Музыкальных инструментов здесь настоящее раздолье! Маленькие домры-примы – первые голоса оркестра, которых всего 11. За ними идут домры-альты, обладающие бархатным, «грудным» звучанием, их в оркестре пять. Следующие – домры-басы, требуется особое мастерство, чтобы на них сыграть, и таких музыкантов-мастеров в оркестре всего четверо.

Репетиция оркестраБалалайки в оркестре играют аккомпанирующую функцию, солирующие балалайки-примы играют вариации и мелодию, за ними следуют балалайки-секунды, балалайки-альты и балалайки-басы. Самая большая балалайка в оркестре – контрабас – также называется «царь-балалайка». На одном концерте оркестра задействуются 45 музыкантов, но инструментов больше. Например, ударники играют не только ударных установках, но ещё и на колокольчиках и треугольниках.

«Главный дирижёр оркестра Леонид Шкарупа определяет репертуар — это может быть программа русской народной музыки, эстрадная, детская, программа, посвящённая известной личности ушедшей эпохи, например, композитору и певцу Муслиму Магомаеву. При этом дирижёр учитывает пожелания музыкантов-солистов. Наш второй дирижёр Павел Васильев обычно с нами занимается на репетициях, также дирижирует детскими программами, танцами с оркестром и другими.Есть ещё один забавный факт: днём рождения оркестра считается первое апреля – день смеха», – рассказывает Сергей Шакирьянов, играющий в оркестре на балалайке-приме, а также занимающийся организацией концертов.

Пан или пропал

Внутри Уральского государственного русского оркестра есть ансамбли, дуэты, солисты-балалаечники, трио балалаечников, трио домр, унисон домры и балалаек и другие различные составы, но репетиции проходят совместно, ведь оркестр – единый живой организм. На групповых репетициях музыканты делятся в соответствии с музыкальным инструментом (балалайка, домра, баян, духовой или ударный инструмент) и занимаются с концертмейстерами. Есть в оркестре и человек, следящий за всеми нотами. Согласитесь, порядок должен быть во всём.

«Вся моя жизнь связана с музыкой. Я играл на музыкальных инструментах ещё в пионерском лагере. Молодым музыкантам я советую либо отдаваться этому делу полностью, посвящать музыке всё своё время и всего себя, либо вообще этим не заниматься», – говорит главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Леонид Шкарупа.

На распевку становись!

Ещё один коллектив, который мы не можем обделить вниманием, — Уральский государственный академический русский народный хор. Он включает в себя хоровую группу, балетную и оркестровую, в общей сложности около 80 человек. На репетициях артистам скучать не приходится: в хоре всё начинается с распевки, в балетном классе – с разминки, в оркестровом – с настройки инструментов.

«Если мы готовимся к концерту или спектаклю, то репетируем вместе в большом классе или в концертном зале. В хоре есть акапельные произведения, которые он исполняет без участия танцоров и оркестра. У оркестровой и балетной группы тоже есть свои сольные произведения. Репертуар хора в основном состоит из уральского фольклора. В него также входят авторские произведения уральских композиторов. У хора есть цель – пропаганда русской народной культуры. Люди сильно «истосковались» по настоящему, русскому, истинному. Одной из главных своих задач я, как художественный руководитель, вижу – возрождение у молодежи интереса к русской культуре. Именно поэтому мы пробуем новые формы воплощения фольклора, ищем молодых талантливых авторов, используем современные сценические технологии, понятные и интересные зрителю сегодня», – рассказывает Анастасия Ведерникова, художественный руководитель Уральского государственного академического русского народного хора.

Каждый раз — импровизация

На концертах Уральского государственного академического русского народного хора не обходится без сюрпризов. Например, в нынешней программе «Белым снегом» солист Илья Баланчук выходит на сцену в роли деда, но каждый раз он импровизирует, придумывает что-то новое, так как настоящий фольклор это не застывшая форма искусства,а текучая, изменяемая.Это придаёт яркость не только его выступлению,но и всей концертной программе.

Хор только что вернулся из гастрольного тура, маршрут которого начался в Восточной Сибири, прошёл через Западную Сибирь, Черноморское побережье, Поволжье и завершился в республике Башкортостан. После каждого концерта зрители стоя приветствуют артистов, говорят им огромное количество слов благодарности за радость встречи с настоящим русским искусством,которое вызывает у них гордость за свой народ и свою Родину.

Классика в квадрате

Музыканты квартета «Урал» на репетиции: Артём Тимофеев, Лариса Уляшкина, Алексей Степанов.Самый немногочисленный коллектив центра – квартет «Урал». «Отношения в квартете и в оркестре всегда складываются по-разному, ведь квартет – это семья. Если у нас в чём-либо появятся малейшие разногласия, то качественной работы не выйдет. Как показывает практика, перед выступлением может случиться всё, что угодно. Однажды мы ехали на концерт в Свердловскую филармонию, и у нас заглохла машина. Еле-еле успели доехать вовремя, начали настраивать бас-балалайку – вдруг лопнула струна. Её поменяли, но новая тоже порвалась. Заменили и её, а потом сломалась штырь-ножка инструмента, поставили запасную. Концерт, в конце концов, прошёл хорошо», — делится историей Лариса Уляшкина, играющая на балалайке-бас.

Особых профессиональных примет у музыкантов нет, но, например, Алексей Степанов, играющий на балалайке-приме, перед каждым концертом натягивает новую струну на свой инструмент, чтобы не произошло неприятных казусов. А баянист Артём Тимофеев всегда носит с собой отвёртку — на случай, если клавиша западёт.
Составлением репертуара занимается художественный руководитель квартета Михаил Уляшкин, играющий на домре-приме. Выбранные произведения обсуждаются с остальными музыкантами. «На концертах мы выступаем в русских народных или в эстрадных костюмах, но чаще всего во фраках – всё-таки играем народную классику», – говорит Лариса Уляшкина.

Юные таланты

Фолк-шоу группа "Озорное колесо"Детский центр народного искусства – вот настоящая кузница талантов. Дети с четырёх до шести лет – младшая группа «Лапушки» – занимаются по два раза в неделю, в числе предметов: актёрское мастерство, ритмика и пение. Занятие длится всего 30 минут, но за это время дети успевают и поиграть, и попеть, и усвоить материал. В возрасте шести лет становится видно, в чём ребёнок более силён – в танцах или в пении, детей делят на вокалистов и танцовщиков. Особенно активные и одарённые ребята попадают в вокально-хореографическую группу.

Развиваясь, совершенствуя свои таланты, у каждого воспитанника Детского центра народного искусства есть возможность попасть в вокальную фолк-шоу группу «Озорное колесо» – один из основных коллективов центра, уже 10 лет гастролирующий по всей стране, участвующий и нередко побеждающий в различных фестивалях и конкурсах.

«Наград и дипломов у нашего гастролирующего коллектива много, все на обозрение выставить просто невозможно. Осуществляя отбор в группы Центра, мы берём наиболее подвижных, энергичных детей, таких, которые не просто могут, но им ещё и нравится петь и танцевать. В конце учебного года в нашем центре устраивается отчётный концерт – малыши на нём тоже выступают. Заниматься с ними – огромный труд, если бы не любовь к детям, то ничего бы и не получилось», – рассказывает одна из основательниц Детского центра народного искусства, художественный руководитель фолк-шоу группы «Озорное колесо» Мария Дармастук.

С мала до велика

Сейчас в Детском центре народного искусства, которому, кстати, в следующем году исполнится 10 лет, занимается 110 детей. Ребята, ставшие его первыми воспитанниками, уже поступили в музыкальные училища и другие учебные заведения. «Можно сказать, мы заменяем музыкальную школу, но нам хотелось бы больше. Нам хотелось бы превратить наш Детский центр в большую школу, где дети могли бы получать общее и музыкально-хореографическое образование. Это был бы уникальный проект, от существования и деятельности которого Свердловская область бы только выиграла. Но пока это только в планах», – делится Мария Дармастук.

Напоследок скажем, что если у ребёнка есть задатки, то можно попасть в концертную труппу, минуя младшую. Для таких детей устраивается прослушивание. Словом, стать воспитанником и участником коллективов Детского центра народного искусства можно в любом возрасте.

Занимаем места

Как стать частью дружного творческого коллектива Уральского центра народного искусства? И об этом мы вам расскажем. «Чтобы стать участником Уральского государственного академического русского народного хора, нужно, как минимум окончить специализированное высшее учебное заведение. Но можно стать участником коллектива и без музыкального образования, для этого нужно быть настоящим самородком. Условия изучения нот остаются для всех обязательными. В любом случае на прослушивании претендентов мы смотрим на хорошие вокальные и артистические данные, внешний вид», – говорит художественный руководитель хора Анастасия Ведерникова.

Кстати, ежегодно артисты хора проходят конкурс, на котором подтверждают, что они достойны быть его участниками.

Отбор музыкантов в Уральский государственный русский оркестр также осуществляется на конкурсной основе: вывешивается объявление о конкурсе на сайте центра и в профессиональных музыкальных учреждениях города, на конкретную дату назначается прослушивание. «От претендентов требуется исполнить сольное произведение и прочитать с листа оркестровые партии. В первую очередь мы смотрим на их профессионализм, на то, как они играют. Обязательно должно быть и музыкальное образование. Хотя в нашем оркестре есть и студенты, совмещающие учёбу и работу, но они обладают талантом, что тоже немаловажно», – рассказывает главный дирижёр Леонид Шкарупа.

Директор Уральского центра народного искусства Дмитрий Кокорин: «У нас в Центре есть четыре основных направления концертной деятельности: Уральский центр народного искусства, где происходит взаимодействие различных национальных культур, Уральский государственный русский оркестр, который является базовым коллективом на нашей концертной площадке, Уральский государственный академический русский народный хор – в первую очередь, это гастрольный коллектив, и Детский центр народного искусства.

Между творческими коллективами есть определённые отношения, и я в свою очередь стараюсь дать полноценный выход творчеству этих людей. С одной стороны, они выплёскивают энергию на сцене, с другой – заряжаются ею. Конечно, иногда бывает непросто, но мне удаётся находить компромиссы, потому что я сам человек артистичный и имею некоторое представление о творческом процессе как снаружи, так и изнутри. Через наши концерты и постановки мы стараемся воспитывать молодёжь, даём ей возможность узнавать историю через эмоции.

Во время работы у нас случаются и казусы. Однажды артисты должны были дать концерт на нашей площадке, а через три дня в Сочи. Мы рассчитали время отъезда автобусов и отлёта самолётов, всё должно было быть хорошо, но мы не учли, что автобусам, чтобы довезти необходимое оборудование, костюмы и всё остальное, нужно выехать за пять дней до концерта в Сочи. Нам пришлось использовать другие костюмы, частично оставить музыкальные инструменты, но всё, в конце концов, закончилось хорошо».

Текст – Александра Смагина,
фото – Никита Пинжаков

Версия для печати Версия для печати
Top