• Актуально: Плотинка №6 (48), июнь 2018

«Пассажирка» по-штрасбергерски

Сентябрь ознаменован не только золотом листвы и звоном школьного колокольчика, но и началом нового театрального сезона.

Екатеринбургский театр оперы и балета распахнет свои двери дорогим зрителям уже 15-го сентября, а новый 105-й сезон откроет долгожданная премьера Тадэуша Штрасбергера «Пассажирка».

О первой театральной постановке оперы Моисея Вайнберга в России было объявлено ещё весной 2015-го года. В июле куратор проекта Андрей Шишкин и директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Устинов встретились в Варшаве с польской писательницей Зофьей Посмыш. Инсценировка её радиопьесы «Пассажирка из каюты 45» легла в основу либретто Александра Медведева для оперы. Всё, что описала Посмыш в своем произведении, случилось на самом деле. Автор была узницей концентрационного лагеря Аушвиц. Идея пьесы пришла Зофье совершенно случайно во время поездки в Париж, куда она была направлена как корреспондент. В перерыве между рейсами она решила осмотреть столицу Франции и на площади услышала голос немецкой туристки, который напомнил ей голос Аннелиз Франц – надзирательницы из концлагеря Аушвиц-Биркенау.

Главные роли в радиопостановке 1959-го года озвучили выдающиеся польские актеры Александра Щлёнская и Ян Щвидерский. После успеха постановки Посмыш написала на основе собственной пьесы сценарий спектакля, показ которого состоялся на польском телевидении в 60-ом году, и транслировался в прямом эфире. Затем режиссёр Анжей Мунк решил снять фильм и заказал писательнице новеллу, которая послужила фундаментом для сценария. Однако режиссёру не суждено было увидеть этот фильм, после трагической смерти Мунка работу закончил Витольд Лесевич. И наконец, в 1968 году Моисей Вайнберг и Александр Медведев создают произведение впервые показанное на австрийском фестивале «BregenzerFestspiele» в 2010 году.

В июне прошлого года начались прослушивания певцов под руководством постановщиков – Тадэуша Штрасбергера и Оливера Дохнаньи.

Событием, предвосхитившим появление «Пассажирки» на екатеринбургской сцене, стал концерт, посвященный Дню Победы, который состоялся пятого мая. В тот вечер прозвучали тринадцатая симфония Дмитрия Шостаковича и «Русский реквием» современного композитора Александра Чайковского. Оба композитора были лично знакомы с Моисеем Вайнбергом, а Шостакович относился к числу самых дорогих и близких людей, Вайнберг считал его своим учителем и гордился, когда его называли «учеником великого советского композитора».

Становится понятно, что над оперой была проведена гигантская работа и вложены максимум усилий от каждого члена как постановочной части, так и актерской. Конечно, этот спектакль нельзя назвать воздушным и светлым, его задача в том, чтобы обличить войну, показать ее настоящее лицо и дать каждому из нас возможность помнить страшные ошибки прошлого, чтобы не повторить их в будущем.

Ксения Альпинская

Где: Екатеринбургский театр оперы и балета

Когда: 15, 16 сентября в 18:30; 17, 18 сентября в 18:00

Версия для печати Версия для печати
Top