• Актуально: «Космический трамвай» запустят в Екатеринбурге в День города

Рубрика «Сделано на Урале»: глючные металлисты

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «глюкофон»? Может, вы думаете, что это новая социальная сеть или какое–нибудь приспособление для гипноза, или бесхитростное название некого лекарства. Давайте разбираться вместе.

В действительности глюкофон — музыкальный инструмент, лепестковый  барабан. Изготавливается он из металла, а звучит как нечто космическое. Некоторые секреты создания глюкофонов нам раскрыли Антон Рагулин и Михаил Серебряков из творческой мастерской «Ravenwing». Здесь, кстати, изобрели ещё один необычный инструмент — годрам. Он похож на глюкофон, но имеет острые углы.

ГлюкофонБлиже к делу – переходим к изготовлению. Берется пустой баллон из-под газа, например, пропана. Обязательно нужно проверить, не осталось ли в нём опасного вещества. У каждого баллона есть латунный вентиль, который аккуратно спиливают, используя ножовку по металлу. Сверху на место спила льют воду, чтобы не возникало искр. Затем в баллон до границы спила наливают воду. Во время процесса изготовления необходимо потряхивать сосуд, чтобы конденсат смывался со стенок. После чего воду сливают, а баллон распиливают болгаркой. С помощью металлической щётки поверхность отшлифовывают, удаляют краску. Болгаркой вырезаются лепестки, края обрабатываются наждачной бумагой. Весь процесс занимает два-три дня и, по словам мастеров, любой желающий, имея инструменты и соблюдая технику безопасности, может изготовить глюкофон в домашних условиях.

«У нас практически нет конкурентов, потому что не так много людей производят подобные музыкальные инструменты. А крупные производители вряд ли займутся изготовлением настолько редких инструментов», — говорит мастер Антон Рагулин.

Любой инструмент нужно настроить – это самое сложное после его изготовления. Настройка осуществляется с помощью тюнера, чтобы звучание получалось идеально чистым. «При производстве и настройке глюкофона придерживаются определённого лада: если он минорный, то в миноре будет звучать и весь инструмент, иначе появится такое понятие как обертон, то есть ненужные тона, которые испортят звучание», — поясняет Михаил Серебряков. Поэтому зачастую можно услышать сразу несколько глюкофонов, звучащих по-разному. Они настроены на разные тона и дополняют друг друга.

Трудно сказать, когда именно появился этот инструмент, но в России он обрёл популярность в 2010-2011 годах. Инструмент прост в изготовлении, но очень важна правильная настройка. Играть на нём может каждый, однако профессиональные исполнители встречаются редко. Существует две техники игры: с помощью каучуковых палочек и с помощью пальцев рук. Последняя является основной.

«Молоточками играть может каждый, в этом нет ничего сложного. Пальцами сложнее, нужно понять технику удара. Когда понимаешь, как играть одним пальцем, сразу хочешь научиться играть двумя и тремя. Возможностей намного больше, потому что пальцевая техника богатая и позволяет лучше понять инструмент», — объясняет Михаил Серебряков. Более того, играя пальцами, можно извлечь из одного инструмента до десяти разных звуков, а если глюкофонов несколько, и они настроены на разные звучания, то можно легко превзойти по количеству звуков даже фортепиано. Есть иприёмы исполнения, при которых даже не нужно касаться инструмента. Фактически, это бесконтактная игра, управление звуком с помощью создания на его пути преграды в виде руки.

Играя на глюкофоне, необязательно знать нотную грамоту. Он славится тем, что помогает снимать стресс. Во время игры можно полностью расслабиться, перестать думать и не переживать, что что-то пойдет не так, инструмент в любом случае будет звучать волшебно.

«Инструмент выглядит простым, но если применять к нему современные подходы на стадиях металлообработки и настройки, то можно достичь чего-то большего. Это мы и стараемся сделать», — говорит один из создателей творческой мастерской Антон Рагулин.

Наверно, это первая сварочная мастерская в Екатеринбурге, которая требует от своих клиентов наличия музыкального образования. Но всё-таки главное — это огонь в глазах, потому что всё прекрасное начинается с него.

Ульяна Колмакова

Версия для печати Версия для печати
Top