Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Уральский федеральный университет вошёл в топ-400 лучших ВУЗов

Зойкино «болото»: новый взгляд на пьесу Булгакова

«Зойкина квартира» поставлена по одноименной пьесе Михаила Булгакова, написанной в 1925 году и посвященной временам НЭПа. Через год на сцене театра имени Вахтангова состоялась первая постановка этой обличительной, трагической пьесы.

НЭПовский период. Тридцатипятилетняя вдова Зоя Пельц решает заняться частным бизнесом – открывает дом свиданий под прикрытием швейной мастерской. Вместе с ней в деле принимают активное участие обаятельный мошенник Александр Аметистов и ее возлюбленный, бывший дворянин Павел Абольянинов. Некоторое время бизнес Зои развивается весьма успешно, пока один из ее клиентов не узнает среди работниц дома свою любовницу Аллу.

Почти через сто лет режиссер Владимир Панков поставил эту пьесу на сцене Свердловского академического театра драмы в жанре совершенно непривычном для зрителей уральской столицы. Почему? Потому что главное действующее лицо сего действа – звук. Им пронизано все, именно он в спектакле задает тон, определяет пик конфликта при каждом обстоятельстве, щипковая техника игры на струнных заставляет каждого чувствовать напряжение, а троекратный повтор и «молитва «Аллилуйя» отражают безвыходность и обреченность существования.

«Зона» Пельц

Предстающая перед нашим взором картина – это женская колония. В ряд стоят двухэтажные нары, в одном углу ютится стол, в другом — шкаф, на котором стоит бюст Иосифа Сталина. Сразу становится понятно, в какое время происходят события. Повсюду снуют девушки в косынках, синих робах и телогрейках, распевающие одесский шансон. Порядок контролируют надзиратели – мужчины в черной одежде и с палками в руках. А на заднем плане висит огромная фотография представителя действующей власти, лица которого не видно.

Зойкина квартираНа фоне этого «зэковского» минималистического царства восседает прагматичная, жесткая, величественная Зоя Пельц (актриса Ирина Ермолова). Здесь она – олицетворение той дьявольской силы, что всегда знает, как нажиться в тяжелое время, замаскировав преступную деятельность под «благое» дело – швейную мастерскую. Интимность и скрытность от внешнего мира создают занавес: когда он поднят, зритель наблюдает общую картину происходящего, но стоит только опустить «штору», все внимание приковано к конкретной ситуации.

Многоликость героев

Многоликость персонажей удивляет, забавляет, пугает и одновременно с тем притягивает, хочется отметить ведущего в «шеренге Аметистовых» – Игоря Кожевина. Он уже зарекомендовал себя как актер, герои которого «с чертовщинкой внутри». Аметистов не исключение, Кожевину удается привнести в свой образ обаяние и комизм, что делает его героя естественным, живым человеком с набором не самых лучших нравственно этических качеств. Причем Кожевин один из немногих, кто использует сразу все средства выразительности — от пластики до голоса. Его герой – змей-искуситель, бес. Важно лишь то, что его публичность – составляющая  часть постановки.

Не только на отрицательных героях строится спектакль. Чистыми личностями, но сломленными ужасом действительности, остаются Манюшка (I – Татьяна Малинникова, II – Ирина Калинина) и Алла Вадимовна (I – Анастасия Каткова, II – Марина Савинова). Их внутренняя и внешняя оболочки дают возможность увидеть судьбоносную трещину в жизни каждой девушки, связавшейся с Пельц и ее свитой. Внутри Манюшка – яркая привлекательная девица, а снаружи – обычная рабочая лошадка. Алла же сама интеллигентность и добропорядочность, маленький обломок разрушенной цивилизации, обреченный на гибель в мире господствующего пролетариата, точно так же, как Обольянинов (актер Игорь Кравченко). Обе актрисы подчеркивают неспособность Аллочки подстроиться под уклад нового времени.

Дитя порока

Тему двойственности раскрывает сцена с осмотром и переодеванием девушек. Их перевоплощение сродни падению и приобщению к пороку и аморальности. Иными словами это одна из самых сильных и мрачных сцен в спектакле. По уровню подачи наряду с ней можно поставить сцену публичного позора Аллы, где Гусь (актер Михаил Быков) хлестко бросает ей в лицо уничижительное оскорбление. Осознав свое место в жизни, Аллочка в одночасье смиряется с поглотившим ее бессилием и теряет всякую надежду выпутаться из Зойкиного «болота».

Об этой постановке будет сказано еще не один раз. Будут отмечены и достоинства, и недостатки, но бесспорно, это новое видение советской классики заставит каждого посмотреть на «замыленную» театрами булгаковскую пьесу с совершенно иного ракурса.

  Ксения Альпинская

Ближайший показ спектакля «Зойкина квартира» состоится в Свердловском академическом театре драмы 24 августа

Версия для печати Версия для печати
Top