Работа с финансами, продвижение в медиа и творческое развитие – менеджеры занимаются полным сопровождением артистов. Сейчас музыкальная индустрия в России претерпевает значительные изменения, про это расскажет эксперт в музыкальной сфере.
Владислав Радимиров – менеджер молодежной рок-группы «Saypink!», организатор крупных ивентов (матчи, концерты, корпоративные мероприятия).
– Расскажите о вашем опыте работы с артистами в музыкальной индустрии. Существуют ли какие-либо уникальные проблемы по сравнению с другими музыкальными индустриями в мире?
– У меня высшее образование по менеджменту. В студенческие годы играл в рок-группе с приятелями. После окончания университета мы с другом на грант от правительства Удмуртской республики открыли скейт-шоп. Для популяризации бизнеса я начал заниматься перевозками артистов, так у меня сформировалось большое портфолио, и меня начали рекомендовать. Что касается проблем российской музыкальной индустрии – я бы назвал это не проблемой, а, скорее, отзеркаливанием. Вообще, наша индустрия всегда тянулась за западной, с точки зрения развития, и мы в определенной степени отставали. Но сейчас, с учётом цифровизации стриминговых сервисов, разрыв немножко упал, потому что механики превалирующего дохода сейчас за счёт глобализации идентичны. Если говорить о настоящих проблемах, то индустрия у нас достаточно серая, в ней много посредников, из-за которых страдает качество услуг. Много наценки из воздуха, на Западе это регулируется лучше, именно с точки зрения стримингов и дистрибуции. Но главная проблема сейчас – из-за санкций осложнен вывод денежных средств артистов, которые работают с западными дистрибьюторами.
– Какие качества, по вашему мнению, необходимы артисту для успеха в современной музыкальной индустрии, и как вы, как менеджер, развиваете эти качества?
– У меня нет клиентов, собственно говоря. Музыкальные группы – не моя основная профессиональная деятельность. Я занимаюсь более глобальными мероприятиями относительно объектов. Конкретная привязка к артисту – всего лишь небольшой участок моего профиля. Касательно концертной деятельности – мой опыт порядка 15 лет, именно в сфере продакшна. Ну а тур-менеджером я был у артистов в течение пяти лет – с группой «Saypink!» .

– В последнее время многие музыканты стали отказываться от работы с продюсерскими центрами в пользу самостоятельного выпуска своей музыки. Наблюдаете ли вы такую тенденцию в России, и как, по вашему мнению, она меняет музыкальную индустрию?
– Абсолютно никак не меняет, потому что посредники постепенно уходят. Мы имеем несколько ярких примеров, когда продюсерские центры вливают большие деньги в продвижение, в продакшн конкретного артиста. Вообще, надо понимать тонкую грань между музыкальным творчеством и зарабатыванием денег, потому что получается постоянная эксплуатация и самого артиста, и музыкантов за счёт бешеного количества концертов, погони за деньгами. А что вообще такое лейбл? Там 10-12 человек работают по штатному расписанию, по желанию собственника, с целью зарабатывать и получать прибыль. Получается, что когда артист подписывается на лейбл, на него ложатся накладные расходы, за счёт хотелок собственника бизнеса, за счёт издержек относительно фонда оплаты труда сотрудников аренды, помещения, амортизации, оборудования и так далее. Как правило, в 80% случаев, лейблы привлекают специалистов на аутсорс, нанимают на подряд профильных специалистов для конкретных каких-то задач. То же самое может делать и сам артист при большом желании.
– Как вы балансируете между творческими устремлениями ваших музыкантов и коммерческими реалиями индустрии, и какие стратегии вы считаете эффективными в достижении этого баланса?
– Во-первых, я поощряю открытое общение и сотрудничество с моими музыкантами. Я убеждаюсь, что понимаю их творческое видение и помогаю им развивать его, учитывая при этом коммерческие аспекты индустрии. Такое тесное сотрудничество помогает мне предоставлять им конструктивную обратную связь и рекомендации, учитывая то, что работает с коммерческой точки зрения, сохраняя при этом творческую целостность артистов.
Во-вторых, я считаю необходимым определить целевую аудиторию музыканта. Понимая интересы и требования аудитории, мы можем создавать музыку, которая будет одновременно коммерчески успешной и творчески удовлетворительной.
В-третьих, я подчеркиваю важность нахождения баланса между художественным самовыражением и привлечением аудитории. Хотя очень важно внедрять что-то новое, не менее важно помнить об интересах слушателей.
– Социальные сети становятся все более важной платформой для охвата аудитории и продвижения музыки. Как вы включаете соцсети в стратегии своих артистов, и насколько важно, по вашему мнению, иметь сильное присутствие в Интернете?
– Социальные сети – главный канал коммуникации на данный момент, и не только в музыкальной индустрии. Их активно используют для распространения информации относительно концертной деятельности. Точно также этим занимаются и лейблы, и дистрибьюторы на текущий момент времени.
– В последние годы такие потоковые сервисы, как Яндекс Музыка и Apple Music, стали доминирующими игроками в музыкальной индустрии. Повлияло ли это на то, как вы работаете с музыкантами, и какие изменения вам пришлось внести, чтобы сохранить конкурентоспособность?
– Развитие потоковых сервисов оказало значительное влияние на музыкальную индустрию. Это развитие заставило всех нас в индустрии, включая музыкантов и продюсеров, адаптироваться к новым реалиям, чтобы оставаться конкурентоспособными. Одно из самых важных изменений, которое я сделал в ответ на эти перемены, – это приоритет технологии и ее влияния на создание музыки. Потоковые платформы создали новые возможности и изменили то, как музыка доходит до слушателей, а это значит, что и способ создания песен, альбомов и плейлистов музыкантами тоже должен измениться. Еще одним значительным изменением стал темп производства – музыка создается быстрее и выпускается чаще, чем когда-либо прежде, чтобы поддерживать высокий уровень вовлеченности аудитории. В результате я как никогда тесно сотрудничаю с музыкантами, принимая быстрые решения о том, как мы хотим, чтобы наше творчество протекало, сохраняя при этом временные рамки.
– Расскажите о каких-либо интересных проектах или совместных работах, над которыми сейчас трудятся ваши музыканты, и что слушатели могут ожидать от них в ближайшем будущем?
– Из основного и интересного – это полноформатный альбом, который запланирован на конец осени. Там будет порядка 16 треков, он будет делиться на части по настроению. Альбом многожанровый, впрочем, как и последние релизы, которые делали мы с ребятами, и он позволит привлечь дополнительную аудиторию, которая ранее не слышала о нас.
Анастасия Копейцева,
Фото из личного архива Влада Радимирова