Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: 5 лучших фильмов на Хэллоуин

Марина Каменская – уникальный поэт

Марина Каменская – уникальный поэт и автор малой лирической прозы. Ее произведения, подобно драгоценным полотнам художников-импрессионистов, насыщены всеми цветами радужного спектра, отражая многогранность и разнообразие бытия.

Они искрятся и переливаются, как пригоршня самоцветов на вытянутой ладони в трепетном свете свечи, как осколки древних перламутровых раковин в лучах солнца на мелководье реки Пьяны из ее рассказа «Пыльный поселок на Пьяной реке».

Над бывшим кладбищем закат тихонько тлеет,

В аллеях тополиный пух летает…

На паперти закрытого музея

Какой-то инок Библию читает.

Неотвратимо ниточка зарницы

Истлела… В небо кто-то синьку бросил.

Неразличимы буквы на странице…

Так о себе напоминает осень.

Спускается уставшая без меры,

Теперь непочитаемая нами,

Остывшая, спокойная Венера

На колеснице, запряжённой львами.

(«Здесь расстреливали»

(В парке «Зеленая Роща»))

К сожалению, в эпоху СССР ее произведения в публичных изданиях можно было встретить крайне редко – небольшие подборки или одиночные стихотворения в газетах. В то время отбор текстов к публикации производился большей частью по идеологическому признаку. Наполненные сакральным смыслом, глубоко личные стихи Марины Каменской считали незлободневными, богоискательскими и редко публиковали, а о персональном сборнике не приходилось и мечтать.

Затем перестройка, развал Союза, отсутствие денег, спонсоров и пробивных качеств…

Марина Юрьевна (Полуренко – в девичестве, Иванова – в первом браке, Каменская – псевдоним, производное от фамилии ее второго мужа – Виталия Каменских) родилась 20 мая 1950 года в городе Свердловске в семье геологов.

Отец – Полуренко Юрий Георгиевич – был первооткрывателем месторождения хромитовых руд и лауреатом государственной премии СССР.

Мама – Горюнова Ольга Андреевна – всю жизнь работала геологом-обогатителем в Центральной лаборатории Уральского геологического управления.

Детство и юность Марины прошли в самом центре Свердловска, в одном из корпусов исторического жилого комплекса «Дом специалистов ГосПромУрала» на перекрестке улиц Малышева и Хохрякова. Этот комплекс был построен в начале 1930-х годов XX века и является памятником архитектуры эпохи конструктивизма.

Около десяти лет назад здесь был основан Музей конструктивизма «Ячейка F» ‑ историко-краеведческий музей с архитектурным уклоном, рассказывающий об этом историческом памятнике и эпохе, которая оказала существенное влияние на развитие и современный облик города. Экскурсии музея сопровождаются чтением стихов Марины Каменской, посвященных родному дому — «Памятник конструктивизму».

Марина была разносторонне одарена еще с детства: училась в музыкальной школе по классу фортепиано, занималась хореографией и великолепно рисовала. Она была чрезвычайно эрудирована: всю жизнь занималась самообразованием, очень много читала, причем читала не только художественную литературу, но и труды по истории, философии, филологии, психологии, религии и изобразительному искусству.

Но на первом месте была поэзия.

Вероятно, в силу своего специфического — «морского» — имени, Марина никогда не могла обрести «тихую гавань», не могла долгое время жить на одном месте. Для нее всегда притягательны были спонтанные путешествия, новые впечатления и неизведанные чувства. 

И в первую очередь, ее манили необъятные просторы морей и океанов, их бескрайность и глубина. В возрасте 23 лет она отправляется на Дальний Восток и, нанявшись работать на большой рыболовный траулер — настоящий город-фабрику по ловле и переработке рыбы, отправляется в шестимесячное плавание к берегам Японии.

Это путешествие послужило своеобразным толчком к развитию ее поэтического дара. Новизна впечатлений, желание выразить не только свой восторг перед стихией, но и чувство одиночества, оторванности от родных и близких – все это нашло отражение в ее творчестве.

В 1977 году Марина вместе с другом, лингвистом Владимиром Калмыковым, отправляется в Москву, где с головой окунается в жизнь столичной богемы, а также участвует в работе литературного объединения «Магистраль», руководителем которого был известный поэт Александр Щуплов.

Тема Москвы занимает большое место в творчестве Марины Каменской, Москве и московским подругам посвящено более десятка стихотворений, в том числе и «Московская элегия».

Стихотворение совсем другого плана, «Арагви», показывает иную сущность древнего города — шумный московский ресторан и исполнителя народных грузинских песен (кинто).

В середине 80-х годов Марина Каменская принимает активное участие в жизни творческой интеллигенции Свердловска, посещает различные литературные объединения, выступает со стихами на неформальных художественных выставках.

В 1986 году вышел «самиздатовский» сборник ее избранных стихов «Осенние карусели».

Его завершает стихотворение «Новогодний эпилог»:

Беда насытилась… и есть уже не просит.

Года уравновесили весы.

Заледенели капельки росы,

как слёзы на ресницах — иглах сосен.

Серебряной, свистящей канителью

раскручивает сказку Дед Мороз,

и пахнет мандаринами, и елью,

и дымом золочёных папирос…

На старой даче круглый год Сочельник:

гирлянда ёлочная — вместо ночника,

и простодушный шубертовский мельник

поёт о счастье всё ещё, пока…

Потрясенная Чернобыльской аварией 1986 года Марина Каменская пишет философскую поэму «Маятник или снова о Фаусте», которая посвящена размышлениям об ответственности ученого за свои чрезмерные амбиции и необдуманные опыты, а также о последствиях и влиянии этих опытов на окружающий мир.

Эта тема особенно актуальна сейчас, когда все человечество уже более двух лет борется с загадочной болезнью под названием КОВИД, охватившей не только отдельные страны и материки, но и всю планету.

В конце 80-х годов в жизни и творчестве Марины Каменской вновь возникает Дальний Восток, куда она отправляется вместе с художником-авангардистом Федором Носковым — участником неформальных художественных выставок.

Они живут и работают в деревне Кипарисово, расположенной недалеко от побережья Амурского залива. Этот период ее жизни находит отражение в поэме «Кипарисово или Сны в Красном тереме», целом цикле русскоязычных танку и хокку и ряде стихотворений.

С 1999 года Марина Каменская участвует в работе литературного объединения «Горный родник» при Уральском горном университете, руководителем которого был известный поэт Юрий Конецкий.

Её произведения стали активно печатать в журнале «Урал», Малом литературном журнале и в альманахе «Воскресенье», главным редактором которого был Евгений Лобанов.

В 2000 году благодаря поддержке друзей в издательстве «Штерн» был опубликован первый небольшой сборник стихов и лирической прозы Марины Каменской «В открытом доме».

В последние годы Марина Каменская вела уединенный образ жизни, не выступала и не принимала участия в работе литературных объединений.

Несмотря на болезнь, она активно общалась с друзьями и коллегами по писательскому цеху в соцсетях и по телефону. Размещала свои стихи в виртуальных изданиях.

Умерла Марина Каменская 31 августа 2019 года. Она похоронена рядом со своим мужем, историком и философом Виталием Каменских, на Сибирском кладбище города Екатеринбурга.

Второй сборник произведений Марины Каменской называется «Лунная лань». Это уже посмертное издание, выпущенное в 2020 году к 70-летию со дня ее рождения.

На обложке изображена картина известного уральского художника-сюрреалиста Валерия Гаврилова, которая называется «Лунная лань». Впечатления, навеянные этой картиной, нашли свое отражение в одноимённом стихотворении. Отсюда и название сборника.

В сборник вошло много ранее еще не изданных стихов, романсов и лирической прозы Марины Каменской, а также рисунки тушью и комментарии автора. Предисловие написано известным писателем и бардом Евгением Лобановым. Переводы на английский язык выполнены поэтом и переводчиком Евгением Киселевым. Сборник оформлен и издан дочерью Марины Каменской – Аллой Мельниковой.


Алла Мельникова

Версия для печати Версия для печати
Top