Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Марина Каменская – уникальный поэт

Подготовка как часть жизни: интервью со стобалльницей по литературе

Фото: gagarin-gazeta.ru / yandex.ru/images

Школьные экзамены позади. Что стоит за их результатами? Ежедневные занятия и зубрёжка или слепая надежда на удачу? Реально ли получить максимальный балл без ущерба эмоциональному здоровью? Своим опытом сдачи ЕГЭ поделилась Маша Станиловская — стобалльница по литературе. Она выпускница школы прошлых лет со средним профессиональным образованием и уже поставила себе новую цель — получить высшее.

— Как ты отреагировала, когда увидела результат, и с кем прежде всего поделилась новостью?

— Я ожидала примерно 72 балла. Но когда увидела число 100, сначала даже не могла понять, что оно означает. Первой идеей было тут же рассказать маме, но я смотрела результаты в час ночи и не решилась её будить. Тогда побежала к сестре и где-то с минуту просто молчала. Потому что не знала, как это сказать, и сама не верила, что сейчас скажу это. Тогда же я разослала абсолютно всем своим знакомым эту новость. И всю ночь не могла уснуть, слишком много мыслей было в голове.

Маша Станиловская
Маша Станиловская

— Сколько у тебя баллов по остальным предметам?

— Кроме литературы я сдавала русский язык — 89 баллов.

— Куда планируешь поступать?

— В московский РГУ им. А.Н. Косыгина на дизайнера одежды.

— Когда ты начала усиленно готовиться к экзамену?

— Наиболее интенсивная подготовка началась за полтора или два месяца до экзамена. Было так: внезапно я узнала, что экзамен 26 мая, и очень испугалась, потому что на тот момент была недостаточно готова. А потом выяснилось, что экзамен у меня, как у выпускницы прошлых лет, будет 24 июня, в резервный день. Это было мне знаком серьёзно взяться за ум.

— Сколько времени в день ты отводила на подготовку?

— Сейчас я работаю, и после работы старалась готовиться где-то по 1,5-2 часа. Так было не каждый день, а как получалось. На майских праздниках, например, могла готовиться по 5-6 часов в день, а в какие-то дни сил на подготовку совсем не оставалось. Подготовка была как бы частью моей жизни, я не следовала строгому расписанию.

— Было ли у тебя эмоциональное выгорание?

— Несколько раз у меня были чуть ли не истерики. Из-за того, что я не понимаю какую-то тему, или, когда учила, но забыла. Мысли по типу «всё напрасно, у меня ничего не получится, я недостаточно усердно готовлюсь».

— Как ты проводила свободное время?

— По возможности гуляла с друзьями. Я понимала, что друзей забывать нельзя, даже если на носу ЕГЭ. Но при этом всегда переживала, потому что прогулка с ними ощущалась как самопожертвование в ущерб ЕГЭ. Ещё я ходила на танцы: чувствовала, что постоянное сидение не приносит ничего хорошего.

— Чему больше посвящала времени: теории или практике? Что важнее?

— Даже при идеальном знании теоретического материала всё равно важно уметь изложить свои мысли на бумаге за короткое время, и этот навык нужно тренировать отдельно. Но считаю, что всё-таки важнее теория, потому что её просто больше. За всё время подготовки я написала всего лишь около десяти сочинений, зато на теорию тратила 90% времени. Вообще лучше совмещать теорию и практику: после изучения материала записать конспект, заранее заточенный под сочинение, чтобы получить максимум пользы.

— Какие авторы стали твоими любимыми, а каких ты бы не хотела увидеть в КИМе?

— Я готовилась к сочинению 12.1 и была бы очень рада, если бы мне попался кто-то из этих авторов: Грибоедов, Фонвизин, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Их творчество я изучила досконально (по крайней мере, мне так кажется). Также рада была бы увидеть Горького, Чехова. Если говорить не только про ЕГЭ, то мне очень понравился роман Гончарова «Обломов» — кстати, именно он попался мне в КИМе в первой части.

Не хотелось бы получить на экзамене вопросы по Солженицыну и Шаламову, потому что их произведения очень тяжёлые и связаны с рассуждениями об историческом контексте, а это очень скользкая тема. Ни в коем случае не хотела бы видеть Булгакова! Не разделяю всеобщего фанатизма к творчеству этого писателя.

— Как ты провела день перед экзаменом?

— В панике перечитывала все свои конспекты и стихи, пыталась охватить как можно больше информации, мне постоянно казалось, что я не готова и знаю очень мало. Но при этом ночью поспала полноценных 8 часов.

— Сколько по времени писала экзамен?

— Оба экзамена я писала до упора, пока не прозвучала команда «сдаём». Изначально планировала уйти пораньше, но оба раза не получалось — проверяла ответы по много раз.

— Пользовалась ли черновиком или сразу писала в чистовик?

— По-моему, ни в коем случае нельзя писать сразу в чистовик! Кто так делает, очень рискует. Я писала все пять сочинений на черновиках, но, чтобы не терять времени, каждое слово сокращала до двух-трёх букв. Зато потом у меня была возможность отредактировать сочинение и — самое главное — посчитать количество слов.

— С каким чувством вышла из аудитории? Была ли довольна работой?

— Я вышла с экзамена в растерянности. Не понимала, хорошо написала работу или плохо. Не было чувства типа «всё, провал», но было какое-то неприятное ощущение в душе. Я предполагала, что написала где-то на 75, но была готова и к худшему — 68 баллам. Утешала себя мыслью, что, по крайней мере, сделала все, что могла, и наконец-то весь этот стресс, вызванный ЕГЭ, закончился.

А с русского языка, кстати, я вышла в отличном настроении. Казалось, что у меня если не 100, то по крайней мере 96 баллов.


Арина Агаева,

Фото предоставила Маша Станиловская

Версия для печати Версия для печати
Top