Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: «Называют волшебницей, которая чинит все силой мысли»: интервью с сотрудницей техподдержки

Стрит-арт в Екатеринбурге: Анна Клец – о «Стенограффии»

Покрас Лампас «МЕТА-СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ КРЕСТ»

Екатеринбург нередко называют столицей стрит-арта. Наш город – настоящая галерея уличного искусства, в каждом районе можно найти самые разные граффити, и среди жителей уличная культура очень популярна. А еще в Екатеринбурге проходят крупные фестивали стрит-арта. Один из них – «Стенограффия». Мы поговорили с Анной Клец – координатором и руководителем волонтерского движения фестиваля – чтобы узнать о «Стенограффии» больше.

— Расскажите, что такое «Стенограффия»?

— «Стенограффия» — это международный фестиваль уличного искусства, который проводится в Екатеринбурге с 2010 года. Это самый долгий по времени фестиваль стрит-арта в России с самой широкой географией. «Стенограффия» объединяет сотни художников, волонтеров.

Мы как организаторы смотрим на фестиваль не с точки зрения «картинок», которые появляются в городском пространстве, а больший акцент делаем на людей, которые объединяются, чтобы создать красоту на улицах нашего города.

— Традиционно фестиваль проходит в первые выходные июля, но в прошлом году он длился целый месяц. Как будет проходить фестиваль в этом году?

— Да, последние два года фестиваль проходил не совсем традиционно. В это время было сложно организовывать мероприятия из-за пандемии, ковидных ограничений. Нам нужно было создать максимально безопасные условия для художников, волонтеров, организаторов, не создавать большие скопления людей. Поэтому программа фестиваля в прошлом и позапрошлом году была сильно «размыта» и растянута по времени.

В этом году мы планируем провести основную программу с 1 по 10 июля, только некоторые проекты могут выйти за пределы этих дат.

— Запланированы ли на фестивале этого года массовые мероприятия? Если не секрет, какие?

— Конечно, мы хотим, чтобы у людей была возможность собраться вместе после длительных локдаунов, поднять себе настроение. Поэтому в этом году помимо арт-объектов, на фестивале будут и мероприятия. Но я бы не назвала их массовыми. На «Стенограффии» будут организованы разные площадки с активностями для жителей города, но собирать большое количество людей они не будут.

Андрей Repas (Казахстан) «Yellow duck»
Андрей Repas (Казахстан) «Yellow duck»

— «Стенограффия» — международный фестиваль, и обычно в нем принимают участие художники из разных стран. В этом году иностранцы вновь присоединятся к фестивалю?

— Позиция нашего фестиваля – создавать искусство, которое объединяет людей, и нас поддерживают в самых разных странах. И в этом году, конечно, планируется участие иностранных художников, хотя их будет не так много, как на прошлых фестивалях.

В целом, художники позитивно откликаются, хотят создавать искусство. Но сейчас довольно затратно и сложно привезти кого-то из-за границы, и не у всех есть возможность приехать в Россию из-за закрытых границ и возможных рисков.

— Возникли ли сложности в работе над фестивалем из-за санкций, ограничения перелетов?

— Помимо трудностей с участием иностранных художников, возникли проблемы из-за подорожания материалов, краски. Сложнее найти партнеров, потому что многие компании «поставили на паузу» вложения в социальные проекты. Поэтому нам приходится больше работать, чтобы собрать достаточно ресурсов на материалы, перелеты, которые дорожают.

Но мы справляемся! Делаем все возможное, чтобы «Стенограффия» в этом году была такой же яркой и громкой, как и в прошлые годы.

SPEKTR: Динозавромойка
SPEKTR: Динозавромойка

— Художники «Стенограффии» создают арт-объекты в самых разных местах города. Как вы выбираете пространства для работы?

— Критериев для выбора поверхностей для работы довольно много. Мы стараемся делать наши арт-объекты на местах, которые доступны горожанам; следим, чтобы территории были открытыми, комфортными для просмотра, чтобы обзор был широким. Больше всего объектов фестиваля находится в центре, потому что их удобно собирать в единый маршрут, но мы работаем с разными локациями. Сейчас почти во всех районах есть арт-объекты. Все-таки, идея фестиваля – искусство, доступное для всех.

За годы проведения фестиваля у нас собралась база объектов, которые команда организаторов нашла сама. Еще каждый год жители Екатеринбурга помогают нам эту базу пополнять. Мы объявляем набор на «Биржу поверхностей», и каждый может предложить свою идею пространства для создания нового арт-объекта.

Затем, когда мы подбираем художников для фестиваля, каждый указывает параметры «холста», с которым хотел бы работать. На основе этих параметров мы формируем для художников подборки из «Биржи поверхностей» и согласовываем приоритетные. Иногда наоборот, мы как кураторы фестиваля находим в городе какой-нибудь интересный объект и сами предлагаем знакомым художникам его преобразить.

= Участники фестиваля используют для работы не только общественные городские пространства, но и стены жилых домов, гаражей и т.д. Расскажите, как происходит процесс согласования таких «поверхностей».

— Для организаторов этап согласования, наверно, самый сложный. Мы ведь работаем с большими объектами, и нам важно, чтобы людям было комфортно с ними жить, чтобы работа гармонично уживалась в этой среде.

В первую очередь мы находим собственников этой поверхности, согласовываем работу с ними, а также ведем работу с администрацией города. Нам подсказывают, где планируется капитальный ремонт, чтобы мы выбирали объекты, которые не закрасят и не снесут в ближайшее время. Все-таки не хочется, чтобы наши труды перекрасили через месяц после фестиваля. Если собственники не согласны с размещением работы, выбираем другую поверхность.

Ни собственники, ни администрация не влияют на идею проекта и не могут менять эскиз, он зависит только от художника. Только иногда нам советуют немного изменить тон работы, чтобы она лучше вписывалась в архитектурный ансамбль, контекст. Тогда, если художник согласен с изменениями, мы продолжаем работу на этой поверхности. Но нам важно, чтобы всем в процессе работы было комфортно, поэтому все имеют право отказаться.

— Как стать волонтером «Стенограффии»?

— Каждый год мы перед фестивалем мы объявляем набор волонтеров, желающие могут подать заявку на участие, заполнить анкету. Эту информацию мы всегда размещаем в постах, и СМИ тоже помогают в распространении.

— Вы активно сотрудничаете с Яндексом, устраиваете совместные проекты. В Яндекс.Картах даже есть специальный маршрут с работами художников «Стенограффии». Будут ли новые совместные проекты на ближайшем фестивале?

— Да, планируется развитие «Стрит-арт линии» в Яндекс.Картах и новые коллаборации. Сейчас не могу рассказывать о подробностях, все увидите в июле!

Команда STENOGAFFIA: Нейронный стрит-арт
Команда STENOGAFFIA: Нейронный стрит-арт

— Как ты видишь дальнейшее развитие проекта? Планируете как-то «расширяться»?

— Мы начали этот проект из любви к нашему городу, к искусству, к экспериментам. Поэтому хотим этой любовью делиться, воспитывать в людях созидание, формировать осознанное отношение к окружающей нас среде.

Развиваться, конечно, планируем. Мы хотим, чтобы «Стенограффия» стала все более мультидисциплинарной. Хотим привлекать в проект не только стрит-арт художников, но и архитекторов, урбанистов, дизайнеров, специалистов по ландшафту. Нам важно создавать не только объекты искусства, но и комфортную среду для развития города. Еще будем проводить больше экспериментов на стыке искусства и технологий.


Анастасия Колпакова,

Фото: фестиваль «Стенограффия»

Версия для печати Версия для печати
Top