Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Разгром гостей и последний домашний матч в сезоне: матч «Урал» – «Рубин»

«Счастье – это когда тебя понимают»: рецензия на фильм «Доживём до понедельника»

Фото: kino-teatr.ru

Школьная драма Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» вышла в свет в 1968 году, когда невиданные ранее масштабы свободы творчества, характерные для периода оттепели, практически сошли на нет. Несмотря на это, фильм стал по-настоящему новаторским для советского кинематографа той поры.

Сюжет картины, казалось бы, незамысловат: нам показывают три совершенно будничных дня в самой обычной московской школе. С самого начала зрителя погружают в знакомую с детства атмосферу школьной повседневности – строгие учителя, снующие по коридорам младшеклассники, шебутные подростки и портреты великих людей на скучных стенах школьных кабинетов.

Советская школа в этом фильме показана без ретуши и напускного блеска, и это становится заметным с самых первых кадров. Образ учителя здесь впервые перерос картинку идеального наставника, строгого и справедливого; человека системы, вне которой его просто не существует. Учитель в этой картине – настоящий человек со своими недостатками, проблемами и страхами, у него наконец появляется жизнь вне школьных стен. Прекрасны в своей искренности и одинокая несчастная Светлана Михайловна, отчитывающая ученицу, и робкая, влюблённая Наталья Сергеевна, и даже глуповатый физрук.

Отдельно стоит сказать о центральном персонаже картины – об учителе истории Илье Семёновиче Мельникове. Зритель застаёт его в момент духовного кризиса. Неоднозначный, мечущийся, строгий (не только к окружающим, но и к себе самому), при этом влюбленный в своё дело и готовый стоять за своих учеников Мельников разочарован в себе и начинает сомневаться, что всё ещё чего-то стоит как педагог. «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена с чертополохом», – отмечает он с горестью.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Школьники, как и учителя, в этой картине выглядят по-настоящему живыми, в них получается находить собственные черты, им хочется сопереживать. Здесь нет стандартного деления на плохих и хороших, двоечников, которые ни на что неспособны, и отличников, на которых все окружающие возлагают большие надежды. Каждый в этом классе по-своему интересен: восторженная Надя Огарышева, романтичный и последовательный Гена Шестопал, непоседа Сыромятников. Переживания подростков не ограничиваются уроками и оценками, они пытаются по-взрослому мечтать, любить, спорить и бороться. Иногда наивно и глупо, но они стараются отстаивать то, во что верят. А взрослые по-настоящему, без снисходительного назидания пытаются их понять.

Резкий и даже грубоватый поэт Генка Шестопал представляет собой самый цельный образ старшеклассника-бунтаря. Он верит, что только любовь помогает двигаться по жизни вперёд и пытается донести это своё убеждение до остальных. «Человеку необходимо состояние влюблённости. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить», – говорит он однокласснице, в которую влюблён.

«Доживём до понедельника» и сегодня считается одним из лучших фильмов советской поры. На Московском международном кинофестивале в 1969 году фильму была присуждена Золотая премия, а через год он был удостоен Государственной премии СССР. Так почему эту картину до сих пор любят и пересматривают?

Герои картины – живые, неидеальные, и тем интересные. Ими хочется восхищаться, за ними интересно наблюдать, им хочется верить и сопереживать. С неоднозначными словами и поступками учителей хочется спорить, а в подростках можно с лёгкостью узнать себя самого. В героях воссозданы тонкие психологические образы настоящих людей, тех, что окружают нас каждый день.

Фильм ставит перед зрителем вечные вопросы, заставляет задуматься о любви и чести, о роли человека в истории, о том, почему так важно иметь смелость быть честным, в первую очередь, по отношению к самому себе.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Посмотреть эту картину стоит хотя бы для того, чтобы проследить, как за долгие пятьдесят лет изменились школьники и учителя, сама жизнь вокруг нас. Сравнить и сделать вывод – становимся ли мы лучше, готовы ли мы всё так же на сострадание и взаимовыручку, волнуют ли нас вообще те вопросы, которые волновали молодых людей тогда? Да хотя бы вопрос о том, в чём заключается истинное счастье? Готовы ли мы на этот, казалось бы, простой вопрос честно ответить, способны ли отстоять своё видение счастья перед остальными, как это сделала девятиклассница Надя Огарышева?

«Дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё, рождает бунтарей и поэтов», – говорил Мельников своим ученикам. И мир не безнадёжен ровно до тех пор, пока в нём существуют бунтари и поэты, умеющие по-настоящему чувствовать и сострадать. Кажется, это самое главное, о чём зрителю может напомнить фильм «Доживём до понедельника».


Анастасия Харитонова

Версия для печати Версия для печати
Top