Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Комедия масок без самих масок: Рецензия на спектакль «Смерть Тарелкина»

Актеров нужно «приручить»: интервью с Ларисой Абашевой

Сейчас многие называют инклюзивное искусство – безграничной «свободой для творчества для тех, кто ограничен в свободе». Один из видов – это особый театр, где играют актеры с различными ограничениями по здоровью. Надо сказать, это прекрасно, такая уже не новая, но еще не традиционная форма самовыражения формирует новую художественную эстетику. Наш корреспондент Ксения Альпинская поговорила с художественным руководителем екатеринбургского инклюзивного театра «ORA» – Ларисой Абашевой. Разговор пошел о постановке пьесы Олега Богаева «Я УБИЛ ЦАРЯ».

– Здорово, что у театра появилось свое «помещение». Как это получилось?

– Я очень рада, что нам дали репетиционную базу в здании нашего родного Краеведческого музея. Конечно, это не полноценное помещение, где мы могли бы показывать спектакли, тем не менее, это огромный шаг вперед. Пока что нам дали «место обитания» до декабря, а дальше не знаю. Ничего не могу сказать.

– В театре появились новые лица. Как повлияло на работу и на коллектив обновление состава?

– Новые лица появляются периодами. Сейчас пришли интересные ребята, это еще одно радостное событие для всех нас, но работа предстоит огромная, чтобы показать им настоящий театр, что это такое, что такое работа актера. Помнишь принцип: они «приручаются» мною и «приручают» меня? Вот то самое происходит сейчас. Мы «принюхиваемся» друг к другу. Пока что эти ребята – просто новые лица и перед ними такой же новый неизвестный путь. Не знаю, полюбят они театр или не полюбят.

– Смотрела, что в плане театра стоит премьера «Я УБИЛ ЦАРЯ» по пьесе Олега Анатольевича. Ты уже делала эскиз в конце 2019 года, как я понимаю сейчас это уже будет спектакль. Расскажи, как идёт работа над ним?

– Как всегда работа идет плотно. Местами мне уже очень нравится. У нас есть десять дней. Мы поехал в Челябинск с 4-го по 6-е июня на фестиваль и «потестили», что называется, на местном зрителе наш спектакль. Уже готовы декорации, костюмы почти пошиты. Есть очень интересные проработанные именно в актёрском плане образы, а музыку нам пишет Юра Облеухов из группы «КУРАРА», там тоже есть нетривиальные проработки. Спектакль будет гротесковый, и, если честно, я не знаю чего ожидать от зрителя. Надеюсь, что это будет не скандальное заявление, а все поймут мою сверхзадачу. Это самый опасный момент, ведь тема острая, сложная, и мы не знаем какой отклик ждать от зрителя.

– Так же я слышала разговоры о телеверсии премьеры. Как это будет? Как это представляешь себе ты? Как будут проходить съёмки?

– Телеверсию мы планируем сделать до премьеры в Екатеринбурге или сразу после. Я хочу это сделать в клубе «Фабрика», переговоры по этому поводу были, грубо говоря, «эскизные», я очень хочу всё устроить там, и это должна быть именно телеверсия, не просто съемка из зала, где сидят зрители, да, онлайн-трансляция тоже будет, но конкретно здесь должна быть телеверсия как телефильм. Вот такие планы. И в контекст клуба «Фабрика», мне кажется, идеально впишется сценография, это будет смотреться совсем по-другому, попробуем сделать кино!

– Больная тема, но насколько сильно прошлый год отразился на работе? Как это изменило актёров? Как изменило тебя?

– Прошлый пандемический год очевидно для всех был очень тяжелый. Мы не могли ничего делать. Ты состоишь в беседе, знаешь что происходило. Я бы сказала, что рабочий тонус у нас пропал и выходить из этого лениво-депрессивного состояния, из этой бездеятельности тяжело. Знаешь, это как когда спортсмен долго не тренируется, организм закостеневает, да? Вот у нас так же. Мне кажется, только сейчас мы приходим в какую-то более-менее рабочую форму.

В общем, у меня очень странное состояние из-за прошлого года. Этот год бездействия для нас продлился много дольше, чем у всех, то есть не год, а полтора в итоге, из-за отсутствия репетиционной площадки, поэтому очень странное ощущение… В связи с тем, что мы репетируем каждый день, мне сейчас уже как-то мне получше физически, психически. Держимся. Нормально.

– Конкретно сейчас, сколько постановок ты планируешь сделать в ближайший год? Какая будет следующая пьеса, за которую ты возьмешься?

– Пока я сконцентрирована на Богаеве «Я УБИЛ ЦАРЯ», потом мне нужно доделать грантовый проект Довлатова – «ЗОНА» в исправительной колонии. Пришлось перенести его и кино, и спектакль в нашу местную исправительную колонию №2, так как возникли сложности с тагильской ИК-12 из-за пандемии и смены руководства, невозможно почему-то для нас стало ездить именно туда. Мы переговорили с местной колонией, и начнем заново всё уже в Екатеринбурге.

– Расскажи о новых проектах. Вы очень активно влились в социальную сферу, занимаетесь денно и нощно самыми разными вещами. Какие проекты впереди?

– Возвращаясь к моим предыдущим словам, получается у нас по плану: «Я УБИЛ ЦАРЯ» — это самое ближайшее, далее кино на зоне, спектакль по Довлатову «ЗОНА» и рэп-альбом, продюсированием которого занялся Юра Облеухов из «КУРАРЫ». Потом у нас граф-роман по сказам Бажова с загадочным названием по инициалам «ПП» и еще параллельный проект, начатый нами в пандемию – сувенирная мастерская «ТЕАТР+», где мы создаем мерчи и для себя, и для музыкантов города, с кем активно взаимодействуем, кому помогаем. Нам с тобой хорошо известно, что у музыкантов денег нет, и, созданный нами для них (либо бесплатно, либо по себестоимости), мерч даст им же возможность продаваться и развиваться. Такого еще не было. Мерч не сильно обогатит группу, но такие возможность, как съемка или аренда репетиционной базы, может быть покупка какого-то недорогого оборудования – все это необходимо, нужно, и это им поможет. Еще я бы хотела помочь маленьким частным театрам, которые так же не в состоянии купить себе мерч, а фирменная символика творческому коллективу нужна. Мы подавались на грант, но нам его не дали. А ты меня знаешь, мы с первой попытки не сдаемся, мы вообще не сдаемся, пока не добьемся результата в реализации проекта.

– Давай поговорим о фестивалях. Будут ли «ORA» и «Шарманка» где-то участвовать?

– Ну вот мы с тобой уже прикинули, что в начале июня мы везем в Челябинск на Всероссийский, даже Международный инклюзивный театральный фестиваль наш спектакль «Я УБИЛ ЦАРЯ». Туда даже приедет, насколько мне известно, коллектив из Германии. Потом мы поедем на фестиваль «Ever Jazz», где покажем «ЦИРК ПРИНТИНПРАМ ИМЕНИ ДАНИИЛА ХАРМСА», пройдет все на базе отдыха «Иволга». Ребят я буду отправлять на «ТАВРИДУ». Там есть смена как раз посвященная «арт» вещам, «МАСТЕРА» называется. На «ЗОЛОТУЮ МАСКУ» подадимся, но это тоже… Ждать сработает-не сработает. Такие вот планы.

– Что сейчас больше всего не достаёт театру, кроме материальной поддержки?

– Как обычно – помещения. Я хочу полностью независимое помещение, обеспечивающее нам становление как репертуарного театра и реализацию проектов, что даст нам возможность обеспечить всех стабильной зарплатой и уверенностью в завтрашнем дне. Очень утомительно не иметь собственной площадки уже 11 лет.

Довольно грустно, что столько времени прошло, а сдвигов немного, с другой стороны, «ORA» всего 6 лет, а он уже смог вырасти из обычной студии в полноценный самостоятельный театр, коих не так много в нашей стране. И, возможно, в ближайшее время что-то измениться, точнее, изменится однозначно. Вот только что это будет и когда именно – нам пока знать не дано.


Ксения Альпинская

Версия для печати Версия для печати
Top