Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: РасКАЧать творчеством: интервью с основателями молодежного интернет-журнала

Прощай, конферансье! Рецензия на спектакль театра-мастерской Андрея Русинова

Пьеса Григория Горина «Прощай, конферансье!», к сожалению, не стала столь запоминающейся среди остальной советской драматургии, что само по себе, мягко говоря, недоразумение, поскольку именно этот текст погружает в атмосферу искусства, столкнувшегося с великой трагедией середины прошлого столетия. Весьма печально, что такой глубоко психологический и при этом настолько наполнений искренностью и жизнью материал редко ставится в театрах нашей страны. Пьеса вечная. Пьеса о главном. Пьеса совсем не похожая на остальные. Пьеса о настоящих людях.

Одним из мастеров, не побоявшихся работать конкретно с этим текстом Горина, стал екатеринбургский режиссер, доцент кафедры мастерства актера ЕГТИ, художественный руководитель курса, лауреат премии имени Народного артиста СССР М.И. Царева «За успешное воспитание актерской смены» Андрей Русинов. В целом, Андрей Иванович – это режиссер именно советской драмы. Его работы (концерты, эскизы, отрывки или полноценные спектакли) нередко пронизаны духом советского периода. Думаю, многие согласятся с тем, что советская драматургия исчерпала себя, в ней осталось незначительно текстов, которые нельзя назвать «избитыми». Да немало тех, кто вообще уже не признает драматургию прошлого века достойной хоть какого-то внимания. На эту тему можно дискутировать бесконечно, но все же остались тексты, которые хочется увидеть на российской сцене. Опять же, проблема отторжения не только в «избитости» материала, но прежде всего в доверии зрителя к режиссерскому взгляду. Важно, что Андрей Иванович как раз тот режиссер, которому доверяешь абсолютно. Он так тщательно подбирает актеров на роли, так много и долго работает с ними над каждым образом. Это чувство возникает тогда, когда видишь работы настоящего мастера.

Одноименный спектакль Андрея Ивановича стал выпускной работой курса актеров драмы и кино Екатеринбургского государственного театрального института.

Прощай, конферансье! Рецензия на спектакль театра-мастерской Андрея Русинова, изображение №1
Несмотря на то, что постановка студенческая, она ни на шаг не уступает камерным (в данном случае акцент именно на интимность между актером и зрителем) драматическим спектаклям профессиональных театров. Исполнитель главной роли Данил Федулов (конферансье и рассказчик) заслуживает особого внимания не только из-за ведущей партии, но и за то, что он показал поистине высокий профессиональный актерский уровень. Сложность его работы состояла в том, что образ конферансье, безусловно, положительный, и в этом трудность. В этом случае есть опасность уйти в пафос, линейность, истерику… да попросту гипертрофировать героя. Федулову удалось нащупать тонкую грань, благодаря чему образ получился насыщенным, настоящим. Это удается далеко не каждому опытному артисту.

На контрасте с конферансье выступает колун Отто, роль которого исполнил Евгений Корнильев. Два артиста, два лидера, два беспартийных, два человека, верных своим убеждениям, но, как верно замечено в тексте Горина, они в разные партии не вступили. Конечно, задача Корнильева более очевидна, его герой яркий, экспрессивный, надменный фашист, прикрывающийся служением искусству. В нем нет ничего светлого, и при этом на него невозможно не обратить внимание. Особо примечателен диалог между Отто и конферансье, где оба артиста завораживают реальностью своих персонажей. В этот момент создается импульс между артистами и зрителями, ты невольно ощущаешь себя безмолвным участником ситуации. Зритель не просто наблюдатель, его до костей пронизывает ужас происходящего. Именно такое чувство есть высшая точка драматизма, и после этого возникает катарсис. Образы Федулова и Корнильева – два столпа, на которых держится этот спектакль.

Постановка мастерской Андрея Русинова – одна из самых сильных работ за многие годы. Хочется надеется, что спектакль удастся сохранить для последующих курсов актеров ЕГТИ.


Ксения Альпинская

Версия для печати Версия для печати
Top