Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Комедия масок без самих масок: Рецензия на спектакль «Смерть Тарелкина»

Славянская мифология в живописи

Почему славянская мифология интересна зрителю? Как работает современный художник? Насколько интересно жить и творить в Городе Искусств в Париже? Об этом и многом другом рассказала художница Алёна Азёрная.

Алёна Азёрная –необычный художник, а ещё архитектор, искусствовед, преподаватель по китайской живописи и член Союза художников России. Картины художника хранятся в музеях и частных коллекциях России, Европы и Америки. Вы можете увидеть работы Алёны до конца марта на выставке «Крещение Руси», которая проходит в «Главном проспекте».

– Как бы вы назвали направление своего творчества?

– Это не наивное искусство, как многие думают. Художники, работающие в этом стиле, в большинстве случаев не профессиональные, а самоучки. Я же в 1990-м начинала работать как архитектор и художник академического направления, первыми картинами были портреты людей, которых я рисовала с натуры, пейзажи и натюрморты. Единственное, что мне казалось интересным: изображать реалистичные образы в мистическом пространстве, поэтому фоны картин были темные, даже чёрные. И попадая на выставку таких работ, зритель оказывался в созданном мною мире мрачных фантазий. Уже после того, как я вступила в Союз художников России в 1997 году в моих картинах стало все больше появляться цвета и света. А сюжеты становились более реалистичными и жизненными. Но мне казалось, что я могу больше. И в это время у меня начались эксперименты с материалами, с тушью, с масляной пастелью. Также я пробовала рисовать на разные темы, было много работ, посвященных Африке, африканским маскам, ритуалам. Я пыталась понять, в каком направлении хочу творить. В какой-то момент я нарисовала серию картин, посвященных славянской мифологии. В 1998 году на выставке в «Доме актёра» (г. Екатеринбург) зрители останавливались около моих картин и спрашивали: «Что такое славянская мифология?». В тот момент я поняла, что нашла интересное и мне, и людям направление. Много лет ушло в работе над темой, посвящённой славянским мифам. Были открыты десятки выставок, как в России, так и за рубежом. Неизменно я чувствовала интерес к этой теме у зрителя. Сейчас мне очень нравятся абстрактные картины, я даже я нарисовала несколько работ в этом стиле специально для интерьера в моем загородном доме.

– Удавалось ли Вам сохранить творческое вдохновение в период карантина?

– Это было очень продуктивное для меня время. Поскольку пришлось изолироваться, и работа преподавателем живописи стала невозможна, всю свою энергию я направила в творчество. За полгода изоляции я создала, возможно, самый значимый проект в моей жизни, серию картин «Крещение Руси». Проект о мифологии задумывался как отражение тысячелетней истории Крещения Руси. Со всеми сложными психологическими и культурными переломами, сопровождавшими этот процесс. Серия картин показывает судьбу русского народа, мучительное разрушение старой веры и постепенное перерождение, переход к принятию новой. Более 16 метров длиной и высотой почти полтора метра полотно представляет собой 12 картин, составляющих большую неделимую картину, показывающую нелегкую историю крещения. Сначала это мрачные тона, постепенно переходящие в более яркие и светлые оттенки, картины как бы переживают в цвете всю гамму чувств людей, меняющих своё мировоззрение под влиянием новой веры.

Славянская мифология в живописи, изображение №1

– Как Вам пришла идея организовать выставку своих работ за рубежом?

– Сначала я показала все работы по теме славянской мифологии на выставке «Середина лета уходящего века» в 1999 году в Москве, в Центральном доме художников на Крымском валу. На ней я познакомилась с Александром Глезером- основателем Музея Современного русского искусства в Нью-Джерси (США). Он работал с неформальными художниками СССР и предложил мне сделать в Нью-Йорке выставку моих работ, посвященных славянской мифологии, которая состоялась в 2000 году. В Америке я делала несколько выставок, сначала в Нью-Йорке, затем в Нью-Джерси и в Сиэтле. В галерее «Global Art Venue» (Сиэтл) через выставку прошло более 2000 человек. И многие так же спрашивали: «что такое славянская мифология?», мне было так обидно: все знают кельтскую мифологию, мифологию майя, а про нашу славянскую никому не известно. Эта была не изученная в мире тема, люди не знали, что у нас было язычество и многобожье. Поэтому я думаю, что мои выставки за рубежом имеют долю просвещения для людей из разных стран, картины рассказывают им про то, что у древних славян тоже была своя особая мифология.

– Славянская мифология далеко не единственное направление вашего творчества, какие еще сюжеты Вы используете в своих работах?

– На тему славянской мифологии у меня сейчас написано около 1000 картин, над ней я работала дольше всего. После многочисленных выставок в разных странах, я поняла, что мне нужно отдохнуть от этой темы и в 2005 году плавно перешла к библейским мотивам. В совместном проекте с художником Анной Метелевой я создала большую серию картин «Семь дней творения», она посвящена библейской истории сотворения Богом мира за 7 дней. Ещё у меня есть проект, который я показываю людям впервые, называется «Искусство любить», он был создан еще в 2008 году. Вдохновлялась я тогда творчеством Эриха Фромма, который написал книгу с одноименным названием. В ней он говорит, что человек должен раскрыться во всех видах любви, начиная от любви к родителям и заканчивая любовью к Богу. В этой серии есть две абстрактные картины: одна из них- любовь к Богу – самое высшее проявление любви, которое трудно изобразить фигуративно, и вторая – любовь к разным излишествам, самая низшая форма любви. Оба этих проекта представлены на выставке «Крещение Руси». Есть у меня особенная, любимая серия картин, которую искусствоведы назвали «Линия жизни», она рассказывает о всех периодах жизни женщины в Древней Руси, от рождения до смерти. Сейчас я продолжаю искать себя, довольно часто возвращаюсь к китайской живописи, тем более, я её преподаю. Несколько лет назад мне посчастливилось съездить в Китай и учиться там у китайских художников. Китайская живопись своей философией, формой и техникой совершенно отличается от нашей, поэтому эта тема меня вдохновляет и заставляет задуматься о новых художественных проектах.

«Семь дней творения»
«Семь дней творения»

– Художник – ваша единственная профессия?

– Я архитектор и искусствовед. После окончания Архитектурного института, с 1990-го года я работала как проектировщик интерьеров и рисовала картины, параллельно с этим я работала художником по рекламе. В эти годы у меня родились двое детей. Совмещать работу в рекламе, архитектуру, творчество и семью было очень трудно. Помню, на одной из моих выставок ко мне подошёл театральный художник Владимир Смелков и спросил меня, почему я не вступаю в Союз художников. Я тогда подумала, что нужно попробовать, и когда я принесла свои работы в 1997 году на рассмотрение, то решила: если меня с первого раза примут- я всё брошу и посвящу себя исключительно живописи, а если не возьмут- то буду заниматься архитектурой. Но меня приняли, и я тогда решила, что это знак и художник – мое призвание.

– Каково это жить и творить в Международном Городе Искусств (в Париже)?

– Париж иногда называют городом художников. В нем есть целый квартал «Cité internationale des arts» (фр. «Международный город искусств»), в который приглашаются художники со всех стран мира. Им совершенно бесплатно предоставляют просторные студии, где они могут жить и творить, но чтобы туда попасть сначала нужно было пройти творческий конкурсный отбор. Я жила там по контракту, в течение двух месяцев в 2003 году. По истечении этих двух месяцев художник обязан сделать в галерее Ситэ выставку, тогда контракт продлят ещё на два года. Приятный бонус- пока ты живешь в «Cité internationale des arts», ты можешь посещать все галереи Франции бесплатно. Это были незабываемые два месяца, я часто думаю, вот придёт время, и я обязательно приеду в Париж, чтобы ещё там поработать…


Мария Вовк

Версия для печати Версия для печати
Top