Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Посткроссинг – хобби, которое объединяет людей по всему миру

X..Y..Z: обсуждаем «Теорию Поколений»

Наша жизнь — это система, все в ней закономерно. «Теория Поколений» Уильяма Штрауса и Нила Хоува, о которой пойдёт речь в этом материале, тому подтверждение. Каждый человек сам по себе уникален, самобытен и удивителен. Формирование характера происходит под влиянием сотен обстоятельств: семьи, взаимоотношений и принципов родителей, детского сада, школы, общения с друзьями и так далее. Но и в целом рождение в тот или иной период времени оказывает немалое влияние на мировоззрение, ценности, поведение человека.

Все мы разные, однако испокон веков ученые пытались объединить нас по какому-либо признаку. Так, нас разделили на архетипы (некие универсальные образы, записанные в психике каждого человека, принадлежащего определённой культуре, социально-политическим событиям и явлениям).

Авторы теории выделили четыре основных цикла развития:

«Подъем» (бум) — период после кризиса, который характеризуется сильной сплочённостью общества. Пример последнего «подъёма» — послевоенный период с середины 1940-х по 1960-й год.

«Пробуждение» — период, когда традиционные институты подвергаются критике и нападкам, приоритетом для многих оказывается личностный рост. Общество наполняется молодыми активистами, уставшими от старых «устоев». Пример последнего «пробуждения» — 1960-1980-е годы, когда во всем мире появилась субкультура хиппи, расцвёл феминизм.

«Спад» — период, когда общественные институты слабы, а люди уверены в себе и не «взваливают» на себя «лишних проблем». Пример последнего «спада»— период с середины 80-х до середины нулевых.

«Кризис» — когда старые институты рушатся, и люди вновь начинают объединяться для создания новых. Сейчас таким периодом является наше время (или современность) – с мировым финансовым кризисом, с вирусом COVID-19, борьбой с терроризмом и поднятием «на поверхность» истинных экологических проблем.

Описывая эти циклы, Штраус и Хоув создали архетипы, которые указывают на задачи того или иного поколения.

В эпоху Подъема рождаются «Пророки» (Беби-бумеры 1945-1964). Они высокоморальны и появляются сразу после кризиса (в данном случае, после Второй мировой войны). Их задачей является идеализация общества, построение долгосрочных планов и прогнозов, ведь они опасаются начала нового кризиса.

В эпоху Пробуждения появляются «Странники» — это поколение X (1965-1983) Странникам не нравятся общественные идеалы, они их активно критикуют, но к зрелости становятся прагматичными.

«Иксы» придерживаются демократических взглядов, но не настолько либеральны, как миллениалы или зумеры. Их называют «потерянным поколением», поскольку во времена их молодости бумеры занимали доминантные позиции. Также их порой называют «детьми с ключом на шее», поскольку их родители трудились на производствах с утра до позднего вечера, поэтому они рано приучались к самостоятельности.

Эпоха Спада — это время «Героев». Кризисный период (в данном случае – время распада СССР, крушения всей советской системы) их не ломает, а помогает «возмужать» и совершить новые подвиги. «Игреки» («миллениалы», представители поколения Y, родившиеся с 1984 по 2002 г.) — оптимисты, формирующие новые ценности, которые не всегда нравятся предыдущим поколениям. Имеют социально-либеральные политические взгляды. Они обращают внимание на экологичность продуктов и сервисов, участвуют в благотворительности и прочих «трендовых» движениях. При этом «миллениалы» эгоцентричны, нередко их называют «поколением Я», ведь они (согласно теории) готовы почти на все, чтобы удовлетворить свои потребности.

В эпоху Кризиса рождаются «Художники». В наше время — это поколение Z – «Зеты»» (2003-2021) . В детстве родители им позволяют творить и раскрывать себя, оберегая от забот. Но их эпоха — кризисная, очень непростая: военные конфликты, «цветные революции», терроризм, пандемия коронавируса… Как Зеты смогут найти свое место в мире и проявить себя? Смогут ли способствовать успешному преодолению Кризиса и изменению мира к лучшему? Только время даст ответ на эти вопросы.

X..Y..Z: обсуждаем «Теорию Поколений», изображение №1

Я, корреспондент «Плотинки» — из «Зетов», поэтому поделюсь своими наблюдениями и размышлениями об особенностях моего поколения.

Во-первых, нам свойственно интуитивно «распознавать» информацию, отличая достоверную от ложной («фейковой»).

Во-вторых, мы не ждём похвалы. У нашего поколения нет желания доказывать что-то окружающим и пытаться им понравится. Если самоутверждаться — то только для себя. Мы не видим ничего плохого в смене имиджа, принимаем цветные волосы и «кислотные» ногти.

В-третьих, мы боимся упустить «подвернувшиеся» возможности. Мы быстро адаптируемся практически к любой новой деятельности и при этом не хотим потерять себя, поэтому пытаемся создать что-то новое, например, проект, бренд… Большинство из нас пытается «перестроить» (или даже жёстче — искоренить) старые концепции, привычные для «Беби-бумеров» и «Иксов» модели поведения.

В-четвёртых, у нас особое отношение к вещам, очень отличающееся от отношения к ним «Иксов» и «миллениалов». Мы легко готовы бросить любимый бренд или компанию, если найдётся альтернатива, которая будет «выигрывать» по качеству.

Я решила узнать, что думают мои сверстники насчёт специфики нашего поколения и провела среди них опрос, касающийся и актуальных проблем взаимоотношений «отцов и детей» (то есть, нас и наших родителей):

— Чем отличается наше поколение от поколения родителей?

Виктор, 17 лет: «В первую очередь, тем, что у нас есть больше доверия к чему-либо: к новым технологиям, к творчеству, к людям. Нам не сложно «открывать новые горизонты», ведь мы не проходили через времена суровой перестройки власти».

Настя, 17 лет: «Нашим родителям свойственно зацикливаться на мнении других людей. Зачастую они живут так, «как принято». Если кто-то из нас не придерживается их правил, они начинают этого человека осуждать и презирать».

Григорий, 17 лет: «Наши родители более консервативны. Они стремятся к стабильности и постоянству».

— Правда ли, что поколение «Зет» не зависит от мнения окружающих?

Саша, 15 лет: «Зеты зависят от мнения окружающих, но в меньшей степени, чем предыдущие поколения. Мы тоже следуем неким трендам. Но нашим родителям, например, важно показать себя в лучшем виде перед своими детьми, друзьями, коллегами. Они предпочтут выбрать дорогой подарок, чтобы казаться успешнее и состоятельнее. Мы же предпочитаем естественность».

Тимур, 18 лет: «Я не согласен с данной точкой зрения. Многие из нас активно используют социальную сеть «Инстаграм», чтобы показаться лучше в глазах других людей. Мы создаём оболочку чего-то положительного, стремимся показать себя теми, кем на самом деле не являемся».

— Согласны ли вы с мнением, что мы интуитивно способны отделять достоверную информацию от ложной, в отличие от старших поколений? Если да, почему так происходит?

Лев, 16 лет: «Я не согласен. Считаю, что наше поколение очень подвержено влиянию лидеров мнений, которые могут пропагандировать информацию настолько нативно, что мы сами не поймем, где правда и где ложь. Нас очень легко склонить в ту или иную сторону. А когда нас могут уличить в этом, то мы способны «переобуться»».

Маша, 17 лет: «Я частично могу согласиться с данной точкой зрения. Не у всех людей развита интуиция и это не зависит от поколения, к которому принадлежит тот или иной человек. Но мы более «прошарены», мобильны, потому что уделяем больше времени «сёрфингу» различных социальных сетей в интернете. Мы в курсе всех событий и зачастую действительно легко можем догадаться, ложная ли информация нам предоставляется».


Лиза Хохлова

Фото автора

Версия для печати Версия для печати
Top