Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Огненная премьера: рецензия на новый фильм Алексея Нужного

Public-art: взгляни на мир под другим углом

Фото: Андрей Куськало

Искусство, как и мир, не стоит на месте. Появляются новые виды, жанры и направления. А что еще круче, появляется все больше образовательных площадок, которые дают возможность творческим людям обмениваться опытом, обучаться у профессионалов, реализовывать свой потенциал, вдохновляясь идеями друг у друга. 2020 год стал знаменательным для уральской столицы в одном из направлений уличного искусства — паблик-арта.

Так, компания «Атомстройкомплекс» дала старт крупному фестивальному проекту – «Ural public art fest ЧӦ». Кураторами проекта стали команда фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA и питерский художник, автор public-art-проектов Андрей Люблинский. В этом году девиз фестиваля: «Крепко стоять на ногах». Он символизирует уральскую надежность, силу духа, стойкость характера и способность «иметь твердую точку зрения».

Миссия фестиваля и всего проекта – не только дарить Екатеринбургу удивительные арт-объекты, но и познакомить горожан и всех желающих с художниками фестиваля и другими деятелями искусства, а также с самим искусством паблик-арта, его особенностями, историей и предназначением.

Проект живет всего несколько месяцев, но художники фестиваля уже покоряют уральцев своими работами.

У здания Ельцин Центра появился огромный белый медведь «Гриша» художника Андрея Бартенева. На мой взгляд, этот арт-объект хорошо подошел под стиль Ельцин Центра, а также отлично подчеркнул концепцию фестиваля, ведь медведи – основательные животные, которые ассоциируются у нас с силой духа и стойкостью характера, и они то уж точно твердо стоят на своих лапах. Но при этом вид медведя Гриши не может не вызывать улыбку, так как это еще и очень добрый и позитивный мишка: «Все мои медведи улыбаются! Улыбаются вам – зрителям, в надежде на вашу ответную улыбку.

«В Екатеринбург на фестиваль ЧӦ приехал медведь Гриша, он очень любит баранки. Весь орнамент его тела – это цепь баранок», — отмечает Андрей Бартенев.

Еще один арт-объект – «ПØГРႸホĘНИΣ – 8» подарил городу известный художник-каллиграф Покрас Лампас. Его проектом стала циклорама, установленная на территории парка ТЦ МЕГА. Художник расписал ее восемь сторон в разной стилистике. Циклорама (конструкция, имеющая плавный переход между горизонтальными и вертикальными плоскостями) обычно служит фоном для фото- и видеосъемок в профессиональных фотостудиях и съемочных павильонах, но художник решил сделать этот объект уличным, доступным для каждого.

«Поющий камень» от екатеринбургского скульптора-монументалиста Даниила Гильдермана стал третьим арт-объектом фестиваля. Работа установлена на обзорной площадке на набережной возле Театра Драмы и представляет собой белый мраморный массив весом в 2,5 тонны, напоминающий очертаниями треугольную призму с сквозным порталом посередине.

И, наконец, 30 октября в Екатеринбурге появилась многослойная инсталляция от Артема Стефанова с символичным названием «Точка зрения». Арт-объект можно увидеть на Добролюбова, 19 (Площадка возле ГЦСИ). Инсталляция состоит из 12 слоев. Вблизи работа представляет собой иллюзию разрозненности, но с определенной точки приобретает цельность и собирается в единую картинку – изображение глаза.

На мой взгляд, все четыре арт-объекта: Медведь «Гриша» Бартенева, «Погружение-8» Лампаса, «Поющий камень» Гильдермана и «Точка зрения» Стефанова – это некий вызов творческим и креативным жителям Екатеринбурга, который призывает их воплощать свои идеи и через фото и видео отражать свое уникальное видение на эти арт-объекты, город, да и окружающий мир в целом.

Итак, фестиваль «Ural public art fest ЧӦ» в первые месяцы существования подарил Екатеринбургу четыре замечательных арт-объекта. Но это еще не всё. В рамках фестиваля прошла насыщенная и очень интересная образовательная программа «Месяц визуальной культуры» с лекциями и паблик-токами от экспертов из сферы искусства, урбанистики и геобрендинга.

Программа знакомит зрителей и участников с художниками фестиваля, ведущими деятелями искусства. На лекциях и паблик-токах затрагиваются увлекательные темы, связанные не только с направлением public-art, но и с искусством в целом. Приглашенные спикеры рассуждают о том, как искусство влияет на городскую среду и ее жителей, что есть настоящее искусство, нужно ли изучать искусство прошлых лет, как уличное искусство отражается в современной живописи, скульптуре и так далее. Приглашенные специалисты презентуют существующий опыт исследований в разных сферах визуальной культуры.

И самое замечательное — то, что все эти лекции есть в свободном доступе в группе «ВКонтакте»: «Ural public art festival ЧӦ». Поэтому даже те, кто пропустил «Месяц визуальной культуры», смогут в любое удобное время посмотреть интересную им тему или послушать интересного для них спикера.

Паблик-арт не только оживляет улицы города, но и дает возможность прохожим взглянуть на привычные и хорошо знакомые места по-новому. А работы художников вдохновляют жителей города на другие интересные и творческие идеи, пробуждают творческий потенциал. Так, например, с циклорамой Лампаса уральцы сделали уже множество креативных снимков, в которых каждый по-своему отобразили видение задумки автора.


Татьяна Самойлова,
Фото: Ural public art festival ЧӦ

Версия для печати Версия для печати
Top