Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Уральский федеральный университет вошёл в топ-400 лучших ВУЗов

В телогрейке белее, чем творог: усы способствуют победе

Этот материал о том, как Коншаков придумал игры имени себя, а поэты стали играть роли и лазать по стремянкам. Неожиданно? Или даже странно? Вы, наверное, не понимаете, как и зачем это был сделано. Ну что ж. Самое время узнать!

Виктор Коншаков придумал театрализованные поэтические вечера и назвал их «Игры Коншакова». Кто-то готовил сценки заранее, а кого-то выдергивали прямо из зала и вплетали в сюжетную канву. Получились вечера, на которые интересно прийти не для того, чтобы почитать, но, скорее, чтобы посмотреть и послушать. Впервые я был там в июле 2016, тогда Игры проходили в клубе «Манхэттен».

В зал врывается Влад Леонтьев, наряженный бабушкой, из-под платка торчит его чёрная борода. «Бабушка Влада» сгоняет со сцены Коншакова. Мэтр Михаил Вэй экспрессивно поучает молодого Анатолия Попейко строками его же стихов, они читают на два голоса. Коншаков снимает галстук с удивленного зрителя, чтобы надеть его на актера. Что-то там я читал лежа, потом кидался подушкой. После этого я неожиданно сыграл то ли Доброту, то ли Трусость из стихотворения Нестора – мы с Олей Жданкиной так и не поняли, кто из нас кто, когда нас выдернули из зала. Нестор блистательно изобразил рыбу-ежа, надувая щеки и махая «плавниками». Коншакова окатили ведром воды.

Синие крокодилы

Вот что Коншаков говорит об Играх:

— писать стихи — ещё не значит быть поэтом. Поэт — тот, кого читают на свиданиях, кого проклинают школьники, кто зажёг глаголом;

— если ты пишешь, что умрёшь ради женщины, — умри ради женщины. Только ради мужчины не надо;

— прочитанный вслух рифмованный текст мало отличается от просто написанного. Подари нам эмоцию, заключённую в стихотворении!

— синие крокодилы добрее жёлтых;

— суть игры в том, что мы не знаем, чем она закончится;

— чем интереснее живёшь, тем интереснее жизнь!

О чём я мечтаю по ночам?

Чтобы Слово удивляло, вдохновляло, имело значение, свергало правительства, соблазняло.

Чтобы поэтов узнавали на улицах, брали автографы, носили на руках, читали, убивали, называли в честь них детей.

О временах, когда будут ставить двойки за незнание моих стихов.

О ней.

Чтобы мечты сбывались (а они не только мои), будем выходить на новые площадки, в том числе создавать их, делать События, играть!

Чтоб никто не догадался

Со временем Игры превратились в состязание поэтических команд, каждая из которых готовила поэтический мини-спектакль. Действо стало проходить под лейблом поэтического союза «Или» в помещении Союза литераторов (а один раз – в сгоревшей кирхе). Алексей Комаревцев, режиссер фильма «Пассажир без права подписи», позвал меня в свою команду играть роль текстовика Валеры. Команда наша называлась «Вахтеры июля», потому что у Комаревцева есть такое стихотворение:

Вроде лето, а ветры подули

В полный голос, и воздух колюч,

Словно где-то вахтеры июля

Потеряли единственный ключ…

Другие команды назывались «КаРоЛе», «Ниратаньло», «Перформанс О», и «Д1-Д2». «Ниратаньло» называлась так, чтобы никто не догадался заранее, что это возрождённая команда «ОльНатАрин», старейшая на играх. Когда я смотрел их выступления (а нам выпало выходить последними), у меня захватывало дух – как будто попал в настоящий театр. «КаРоЛе» показало нам философскую притчу о сотворении мира и речи, там фигурировало яблоко и слова. Наталья Ковалевская («Ниратаньло») предстала в образе продавщицы пирожков – и, коль скоро настоящие она там же на сцене и съела, то покупателю читала «пирожки» стихотворные. Андрей Демьяненко, выступивший здесь только в роли режиссёра, заставил свою команду «Д1-Д2» «продавать» стихи в вагонах метро. Зрители делились с поэтами мелочью, которую им заранее вручил Демьяненко. Девушки из «Перформанса О» творили что-то странное с пленкой, зеркалом и стремянкой. Многие отмечали потом, что это были самые сильные Игры за всю историю. В общем, выходить на сцену (сцены, правда, там нет, но есть занавес) было страшно.

Более лирическое

А для нас Комаревцев написал незамысловатую историю из жизни города Каменоломска, а точнее – из жизни исполнителя лирического шансона Аркадия Мельникова и его группы «Полный бак».

Из сценария:

«Валера: Может, это, по маленькой?

Аркадий: Давай лучше потом. Валера, что у нас по текстам?

Валера: (усмехается) Думаешь, я забыл, что я твой текстовик? Я пишу, ищу вдохновение. Если бы еще не отвлекали эти горы посуды… Вот, смотри, кое-что наклюнулось.

Посреди океанов и стран,

Посреди фраеров и шестерок

Есть надежный и четкий братан.

С телогрейкой белее, чем творог.

Аркадий молчит.

Валера: Или вот еще, более лирическое.

Разошлась печальная рябина,

Медленно звонят колокола,

Завела меня моя судьбина

В этот омут, в этот тихий омут.

Аркадий начинает играть «на столе», как на пианино. Сначала идет какое-то психоделическое звучание, он нажимает воображаемую кнопку и звучит пианино из Богемской рапсодии».

Для выступления Комаревцеву наклеили усы и надели жилетку, и даже напечатали портрет Аркадия Мельникова на обложке грампластинки. Несомненным ноу-хау стало окно вагона, в котором ехали герои: оно было сделано из полиэтилена, за которым я справа налево водил фонариком, как будто это фонари. Правда, я забыл вынести в «вагон» куриную ногу.

Девушку из литинститута играла Юлия Кургаева, которая исполняла роль Ленского в спектакле, в котором я играл Онегина. Она прочитала стихи о городе, на что Аркадий заметил:

— Да, признаться, это интересно. Но где… поля, дороги, братаны? Все то, что мы любим?

Ольга Василевская, которая исполняла роль контрразведчицы в фильме, в котором я играл шпиона, на сей раз вжилась в роль продюсера.

— Знаешь, Аркадий, я хочу уйти из продюсирования. По крайней мере, продюсирования группы «Полный бак». Мне кажется, результат за 10 лет не совсем хороший. К тому же, сейчас настала совсем другая эпоха – пластинки ушли в прошлое, если ты не заметил, и на их место пришли компакт-диски.

— Да, — задумчиво протянул Аркадий, рассматривая грампластинку, — и тебе трудно совмещать это с работой в Детском саду.

Непоэты

Отличительной чертой «Игр Коншакова» от всех остальных конкурсов является то, что в жюри там сидят непоэты. Это нужно для более объективной оценки выступлений. 9 февраля 2019 года номера оценивали Ольга, Евгений и Виталий. Они присудили победу нашей команде.

Дмитрий Бобылев

Фото Лидии Гусевой

Версия для печати Версия для печати
Top