В конце прошлого года в Екатеринбурге встретились несколько сотен поэтов со всех уголков мира. Все они – участники Шестого литературного конкурса «Горю Поэзии огнем», созданного по инициативе Свердловской региональной молодежной общественной организации «МАЙ». В этот раз в нем приняли участие около 1200 поэтов из 18 стран: России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Великобритании, Германии, Греции, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Туркмении, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Черногории, Эстонии.
Помимо призовых мест в рамках конкурса некоторых участников отметили в спецноминациях, в том числе в спецноминации от «МК-Урал», одним из победителей в которой стал 17-летний поэт из Украины Никита Рыжих. Подробнее о творчестве юного литератора – в нашем материале.
– Что подтолкнуло? Да ничего, в принципе. В наше время много людей занимаются литературой, среди них есть и профессионалы, и любители. Просто в один момент (примерно под конец десятого – начало одиннадцатого класса) я подумал: «А чем я их всех, собственно, хуже?» И решил, точнее решился писать стихи. По-моему, у меня получается и достаточно неплохо.
– Кто из поэтов вас вдохновляет? Или хотя бы является вашим любимым литератором?
– Из школьной программы больше всего запомнился Данте Алигьери и его «Божественная комедия». Это, как мне кажется, был поэтический перелом от грязных Средних веков к какому-то более-менее цивилизованному Возрождению. С современными авторами я не очень дружу, просто их так много – даже непонятно, с кого начинать читать и стоит ли. Хотя, безусловно, стоило бы.
– Какие темы вы обычно поднимаете в своих стихотворениях?
– Темы разные. То, о чем ты думаешь в момент прочтения стихотворения – это и есть сюжет, отсюда вытекает тема. Какая тема моих стихотворений самая главная – жизнь, конечно, я же живой. Источника вдохновения, какого-то определенного, у меня нет. Дайте красивое слово – ради него я и напишу восемь строф, да хоть сорок восемь. Думаю, обычно все так и происходит. Вначале было слово – а позже и стих, и тема, и сюжет.
– Как вы думаете, чем современный поэт отличается от поэтов прошлого?
– Современный поэт – это же наш современник. И отличается он как раз тем, что живет рядом с нами, все видит, все знает – все плюсы и минусы современных людей и общества и, наверное, может обо всем этом говорить напрямую. Да, прямота – это то, чем отличается современный автор. Он свободен от рамок и диктата. Ему не нужно придумывать какие-то метафоры и сочинять басни, чтобы описать проблему, ему можно просто сказать – вот вчера я был там-то, там-то, случилось то и то. Не нужно писать роман «Град обреченный» и говорить, что это фантастика-антиутопия о вымышленном мире, можно прямо сказать: «Да, град обреченный – это то место, где мы с вами живем. Это наш мир».
– Как вы считаете, важно ли для поэта демонстрировать стихи миру или можно спокойно писать в стол?
– Если кому-то нравится, то пусть демонстрирует. Если забросают помидорами – это верный знак. Думаю, хорошо и писать в стол. Через год можно попробовать выступить со стихотворениями еще раз. Глядишь, и пригласят на литературный фестиваль.
– Как вы относитесь к рэп-движению? Можно ли сравнивать рэп и литературу?
– Замечательно отношусь. Если бы не было всех этих молодых рэперов (которых у нас не особо принято обсуждать в СМИ), то их стоило бы придумать. Это нечто параллельное, отдельное и от музыки, и от литературы, но оно имеет право на существование. Другое дело, что никто, по сути, не слышит, о чем эти рэперы читают. Одни просто глупы и недостаточно образованны, чтобы понимать смыслы песен (это я о школьниках, которые так фанатеют от количества треша и эпатажа в песнях), другие просто не хотят что-то слышать или видеть в силу своего воспитания (как правило, взрослые, которые презирают эпатаж и особенно ненавидят обилие мата в текстах).
Конечно, вовсе не обязательно в каждое предложение песни вставлять обсценную лексику. Но, простите, если отец рэпера все детство при нем матерился, на остановках он, будучи школьником, видел, как взрослые пьют алкоголь и курят, то почему нельзя об этом говорить со сцены? Мол, посмотрите, я плохой, невоспитанный, и что такого – вы на себя посмотрите.
– На каком уровне, по вашему мнению, находится литература в настоящий момент?
– Я считаю, литература находится в постоянном развитии, и сложно говорить о каком-то определенном уровне.
– А как вы относитесь к редактуре собственных стихотворений?
– Это наше все. Редактура, еще раз повторюсь – это наше все. Нужно постоянно что-то редактировать и совершенствовать. Только так можно достичь чего-то большего, лучшего, чем то, что ты имеешь сейчас.
– Видите ли вы себя именитым поэтом в будущем или литература останется для вас хобби?
– Мне сложно говорить о будущем. В принципе, не вижу ничего плохого, чтобы работать в какой-то одной определенной области и при этом быть литератором (знаменитым, незнаменитым – одному богу известно).
– Если сравнить ваши стихотворения в начале творческого пути и сейчас, какие изменения можно выделить?
– Есть и количественные, и качественные изменения, конечно же. А вообще, как сказал великий Лев Толстой, «короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать». Не поспорить.
Литературный конкурс «Горю Поэзии огнем» проводится с 2013 года по инициативе СРМОО «МАЙ».