Мысли известного драматурга об актуальном
От редакции: с этого номера редакцией было принято весьма смелое решение – мы решили, что читателям будет полезнее не только узнавать, но и размышлять. А если размышлять – то только под влиянием мыслей
и мнений самых известных, самых интересных и самых ярких личностей. Специально для газеты «Плотинка» известный драматург и художественный руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда делится своими думами.
Я написал так много пьес, что меня часто шутя, а иногда и злорадно, зовут «Уральский Лопе де Вега». На что я отвечаю, что у каждого свой ритм в жизни. Я всегда тороплюсь сделать много. Почему – не знаю.
Тут один человек учил меня, как надо писать пьесы и киносценарии. Он – большой начальник, в костюме
в полоску, в немыслимом галстуке, туфли на нём моднявые, узконосые, блестящие, перед ним два сотовых
телефона, которые бесконечно пищат.
Он сидел нога на ногу и, тряся перед моим лицом руками, а иногда потирая правый глаз левой рукой, заразительно рассказывал, картавя:
– Мы берём два миллиона долларов,
пишем сценарий – грубо говоррря,
снимаем карррртину, получаем
пррррибыль в двадцать четыррре
миллиона долларрров – грррубоговорррря…
И он долго рассказывал про файндрайзинг, про креативность, про менеджмент и что, мол, надо посадить
двадцать человек, как делается в Голливуде, и писать крутые сценарии. Мол, к чёрту всё это – писать по старинке.
Ну, у него много было идей. Он их воплощает в жизнь.
Я сидел, смотрел на него, на его ботинки, потом на свои – белорусской фирмы «Заря», на свой пиджачок
джинсовый с Шарташского рынка, сидел, слушал, как надо писать пьесы и сценарии, и про себя думал что-то такое сильно матерное.
Я сидел и поражался. О, великий Розанов!
Ты не даром сказал: «Души в вас нет, господа, вот и не выходит литературы». Но кто услышал твои слова тогда, и кто слышит их сейчас? Никто. Всем кажется так просто – сел да написал чего-то там.
ДУШИ В ВАС НЕТ, ГОСПОДА,
ВОТ И НЕ ВЫХОДИТ ЛИТЕРАТУРЫ.
Напишите это на своих компьютерах большими буквами, когда сядете зарабатывать двадцать или тридцать
миллионов долларов или больше.
Какая глупость. И бесполезно что-то объяснять людям. Они будут посмеиваться: не понимают новых технологий, нового подхода.
Когда-то кто-то провёл эксперимент: взвесили человека перед смертью и после смерти. Человек после
смерти стал легче на 10 грамм. Душа вылетела. Всего-то. Каких-то десять грамм неизвестно чего.
ДУШИ В ВАС НЕТ, ГОСПОДА,
ВОТ И НЕ ВЫХОДИТ ЛИТЕРАТУРЫ
И не выйдет никогда. Потому что под словом «Душа» так многое подразумевается, что даже если я буду писать два километра и объяснять всем – никто всё равно не поймёт.
А тем, кто собирается писать пьесы (или киносценарии, стихи, сказки, либретто для опер, оперетт, мыльные
оперы – что хотите), я всегда советую одно. То, что я говорю моим студентам на занятиях по «Литературному
творчеству» в Екатеринбургском Государственном театральном институте, где я преподаю вот уже 25 лет. Надо сказать, довольно успешно преподаю: все самые известные молодые драматурги России, мои ученики:
Сигарев, Богаев, Пулинович, Васьковская, Богачева, Баженова, Ташимов, Шергин, Батурина, Зуев и ещё три десятка человек.Так вот, я учил и учу писать пьесы так:
– Пьеса пишется просто: слева –
кто говорит, а справа – что говорят.
Все всегда смеются.
А я добавляю:
– Плюс, – и стучу себя по голове,
а потом по сердцу.
Вот это и есть Душа.
То есть, слева – кто говорит, справа
– что говорят, и плюс – Душа.
Пишите, что хотите, если Душа просит. Но никогда не думайте про деньги и сколько вам эта писанина принесёт бабла.
Николай Коляда,
драматург, художественный
руководитель «Коляда-Театра»