Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: Уральский федеральный университет вошёл в топ-400 лучших ВУЗов

Обитель энтузиаста

В нижнем течении реки Синячихи расположено село, ставшее домом для музея-заповедника
деревянного зодчества под открытым небом. На 64 гектарах стоят более 20 памятников, воссоздавших русскую деревню ХVII-XIX веков.

Начало музею положил Спасо-Преображенский собор, который является редким образцом, так называемого, сибирского барокко. В советское время на первом этаже церкви было зернохранилище,
на втором – сельский клуб, спортзал и танцплощадка. Но в 60-х годах местный энтузиаст Иван Данилович Самойлов добился от властей разрешения на реставрацию храма, чтобы открыть здесь музей уральской народной живописи по дереву. Реставрация велась десять лет на общественных началах. На данный момент
это единственная коллекция домовой росписи на Среднем Урале.

Уральский подвижник 

Здесь стоит сказать несколько слов об Иване Даниловиче Самойлове – основателе и первом директоре заповедника. Он родился в деревне Исаково Алапаевского района Свердловской области, в большой крестьянской семье. Во время Великой Отечественной войны, будучи командиром пулемётного взвода, участвовал в обороне Москвы. Вернувшись домой, Иван Данилович стал работать инженером-землеустроителем в селе Коптелово Алапаевского района. По долгу службы он много ездил по деревням и сёлам. Однажды он увидел у одного из жителей расписные доски в поленнице дров и выкупил их. Этот расписанный лубочным рисунком простенок стал первым экспонатом будущего музея народной росписи,
который расположился на втором этаже Спасо-Преображенского собора. Личность Самойлова удивительна. Его энтузиазм доходил временами до самоотречения. В своих дневниках он неоднократно упоминает Петра Дмитриевича Барановского, архитектора-реставратора, который спас в 30-х годах от разрушения Собор Василия Блаженного в Москве. «Он тогда заявил, что если это будет сделано, то он покончит жизнь самоубийством, – пишет Иван Данилович. – И вот все эти годы я себе говорил: умру, но памятнику
(имеется в виду Спасо-Преображенский собор) верну жизнь. Такое здание стоит человеческой жизни».

Крестьянский колорит 

Здесь, в Соборе, а также ещё в трёх домах-усадьбах заповедника, можно увидеть расписные стены, предметы мебели, орудия труда, домашнюю утварь и целые интерьеры крестьянских домов. Все экспонаты для этого
музея Иван Данилович Самойлов привёз сюда из восьми районов Свердловской области. Он хотел показать, как выглядела уральская деревня в XVII-XIX веках. Кстати, сотрудники музея и сейчас занимаются поиском новых экспонатов, исследуют заброшенные и выгоревшие деревни.

Местная настенная роспись связана с творчеством маляров-красильщиков, которые приходили с рек Вятки и Кармака. Это были простые крестьяне, которые в свободное от сельхозработ время шли в другие деревни за
заработком. Они обладали некоторым талантом и владели секретом приготовления масляных
красок. За основу композиции они брали растительные мотивы и пользовались определённой
системой росписи: ширина пальца служила размером ягодки, ширина ладони – диаметром цветка, длина руки до локтя – величиной ветки. Кроме растительного сюжета они изображали птиц: глазастых сов, куриц
и петушков, павлинов, сказочных жар-птиц. Изображения имели свой смысл. Так, деревья, цветы, как и зелёный цвет, показывали надежду крестьян на богатый урожай и плодородие земли, круг символизировал солнце, а лошадь – мечту о достатке.

На первом этаже собора – непосредственно церковная часть храма. Также здесь представлены старые книги, в основном, религиозного содержания. Но особого внимания заслуживает плащаница «Успение Богородицы». Она была освящена в Иерусалиме, о чём свидетельствует штамп на обратной стороне: «Благословение от Святого Града Иерусалима». Эта плащаница была подарена местной женской Бобровской общине в конце ХIХ века. Одна из монахинь, Кокшарова, сохранила её в годы Советской власти.

Музей под открытым небом

Отдельная часть экспозиции заповедника – часовни. Это малые культовые сооружения, которые воздвигали в небольших деревнях, где не было церкви, или рядом с другим храмом. В музее представлено пять часовен, различных по архитектуре и цветовой гамме. Одну из них – Часовню Савватия и Зосимы – основали монахи Соловецкого монастыря, бежавшие на Урал после разгрома раскольничьего восстания.

Выделим ещё служебные сооружения. В заповеднике можно увидеть 35-метровую сторожевую
и острожную с фрагментом частокола деревянные башни. Первая предназначалась для наблюдения за пожарной безопасностью, вторая – для защиты от набегов кочевников и нападения местных племён. Позже, когда отпала необходимость в оборонительных сооружениях, частоколы разбирали, а острожные башни служили тюрьмами, где на некоторое время размещали ссыльных арестантов, которые останавливались здесь, следуя в Сибирь.

Ещё в каждой деревне была пожарная с дозорными каланчами с колоколами и чанами для воды и, конечно же, кузница, колодцы. Всё это можно увидеть в заповеднике. А вот ветряных мельниц на Урале было не много, чаще ставили водяные, но здесь всё же есть одна – привезённая из деревни Мочищенск Гаринского
района.

Иван Данилович Самойлов умер в 2008 году и был похоронен в ограде Спасо-Преображенского
собора с южной стороны. Местные жители отзываются с уважением о своём легендарном земляке-подвижнике, отмечая его чрезвычайную трудоспособность и пробивной характер. Иван Данилович стал первым почётным гражданином Свердловской области, а заповедник носит его имя.

Анна Коваленко

Версия для печати Версия для печати
Top