Instagram
 
Вконтакте
• Актуально: «Плотинка» №3 (58), март 2019

Детки в пропасть улетели, мы не словим их никак

Не хочется начинать с фривольных фраз, но именно сейчас это необходимо. Дети – наше будущее. Они будут строить историю и править нашей страной через 10-20 лет. От них зависит и то, как будем жить мы. Зависит в будущем. Однако почему-то наши чиновники, да и мы сами смотрим в будущее, бросаемся ставшими колкими фразами о том, что дети – цветы жизни. А на деле ситуация иная. Мы и наши государственные служащие забываем о том, что, чтобы потом не кусать локти и не выть от ужаса происходящего, действовать нужно сейчас.

 

Далеко ходить не нужно…

Моральное воспитание детей с каждым днем падает. Давайте вспомним последние случаи, которые произошли в Свердловской области и в Екатеринбурге.

Нижний Тагил, лист календаря перевернут на ноябрь. Город всколыхнул такой случай: подростки осквернили монумент российским пограничникам на аллее славы в парке «Победа». Юноши забрались на фигуру солдата и собаки и показывали на камеру непристойные жесты. На школьников уже подано заявление в полицию. Инцидент получил широкую огласку, когда подростки выложили снимки в социальную сеть неприличные фотографии, оскорбляющие чувства, честь и достоинство пограничников. На снимках молодые люди улыбаются, сидят на плечах солдата и показывают средний палец. Сам памятник был установлен к 100-летию пограничных войск России. Курсанты военно-патриотического клуба «Ратник» выяснили, кто был на снимках, нашли ребят и даже пригласили на диалог с администрацией ВПК и самими курсантами. К слову, что на диалог « герои» все-таки пришли. В ходе профилактической беседы, руководству клуба стало известно о том, что подросток был не один, и участие в фотосессии принимали трое, один из них выполнял только функции фотографа.

Все участники – учащиеся одного класса. Всего их было трое, но пришли в клуб только двое. А осмелиться зайти решил только один, второй же пришел, но не думал заходить извиняться. Видимо решив, что раз с ним никто на связь не выходил, значит он тут не причем. Его друг, рассказывая о своей фотографии, его же и «слил». Подростки сначала заявили, что удалили фото. Но, понурив головы, добровольно показали фотографии воочую, сохранившиеся у них в памяти мобильных устройств. Были обнаружены и другие фото, где уже двое подростков сидят на памятнике, показывая средний палец. Один – все также на фуражке пограничника, а второй на собаке, взяв ее за уши.

Со слов второго «героя» фотосессии, он также размещал подобное фото в социальных сетях, но после переписки его друга с курсантами клуба – удалил ее. Отметим и тот факт, что подростки также по средствам социальных сетей извинились, но руководство клуба не приняло «извинений», так как они не были принесены лично тем, чьи чувства были задеты. Ребята возложили к памятнику цветы, даже запечатлели на фото, но складывается впечатление, что сделали они это лишь вынужденно, а не из желания исправить ситуацию и свое поведение.

В конце ноября произошел еще один инцидент. Мальчик лет 12 с мамой шли по площади Славы мимо мемориала «Вечный огонь». Балуясь, подросток стал закидывать пламя снегом. Ни родитель, ни прохожие не сделали ему никаких замечаний, поэтому он продолжал играть. Кинув очередную порцию снега и увидев, что огонь потух, мальчик убежал. Работу «Вечного огня» восстановили, но это не меняет сути дела. То есть можно сказать, что моральное воспитание падает не только у детей, но и у взрослых. Мать просто ушла. Ну, поиграется и перестанет. А ведь если подумать: сегодня этот парень забрасывает «Вечный огонь», завтра за ним повторит еще один, потом они переступят черту окончательно… и что тогда? Коктейли Молотова? Вторая Украина?!

Затем в Екатеринбурге в техникуме «Рифей» сверстники изнасиловали 13-летнего парня. Изнасиловали шваброй. Все это сняли на видео и выложили в Интернет.

Связанное не связное

Казалось бы, что все эти драматичные происшествия никак не связаны между собой. Но именно они показывают, что наши дети катятся в пропасть, которая затем затянет нашу страну и погубит её. Подрастающее поколение забывает историю, предает моральные ценности. А ведь народ, забывающий историю, не имеет будущего.

Дети изначально рождаются нейтральными. Они пока не знают, что такое хорошо, что такое плохо. Дети смотрят на родителей, на учителей, на сверстников в детском садике и в школе, на чиновников (пикантный танец чиновницы Ольги Глацких). Мальчики и девочки в буквальном смысле впитывают как губки все происходящее у них на глазах.

В нашей стране уже несколько лет широко распространенно всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Регулярно на официальных страницах публикуется о количестве вступивших в ряды юнармейцев. Цифры, конечно, восхищают, серьезно. По данным с официального сайта движения в ряды «Юнармии» вступают тысячами. Так ли это – загадка, потому что на фотографиях (которые тут же прилагаются к заявленным нескольким тысячам вступивших) изображены от силы 15 новобранцев.

Идея «Юнармии» о воспитании юных патриотов, безусловно, хорошая, но реализация сомнительная. Ребята вступают, занимаются спортом, изучают историю и многое другое. А случаи, описанные ранее, показывают обратное. Получается, что работа ведется недостаточно? Или все делается наотмашь? А, может работа ведется лишь на бумаге. Так как опять же на официальных страницах чаще публикуется количество вступивших, а вот фотоотчеты с мероприятий, которые устраиваются для юнармейцев, публикуются с завидной редкостью. Возможно, что с такой неясностью работы движения дети вовсе не хотят вступать или сомневаются, что им это что-то дельное даст.

В России также есть множество военно-патриотических клубов. С помощником-инструктором Батурбаевым Александром из военно-патриотического клуба «Ратник» (Нижний Тагил) мы поговорили о том, что, по его мнению, становится причиной поступков его сверстников: «В ВПК я пришел в 2014 году, когда клуб только начинал открываться. В клубе мы занимаемся подготовкой к военной службе – изучаем военные дисциплины (строевая, история, огневая, рукопашный бой, тактическая подготовка, веревочная подготовка, медицина). Естественно, это все не только укрепляет нашу силу, развивает физическую подготовку, но и воспитывает в нас нравственность. Я считаю, что проблема с нравственностью детей и подростков все-таки существует, причем в больших масштабах: многие мои сверстники занимаются вандализмом – оскверняют памятники, фотографируясь в непристойных ракурсах, ради того, чтобы просто посмеяться, не зная истории этого монумента. Это очень обидно. Данная ситуация зависит от воспитания подростка, как его воспитывали родители, дали ли они ему понять, что такое мораль, этикет. Ну и, конечно, он должен сам думать головой, на какие поступки идет».

Александр Батурбаев

Слово психологу

Почему подростки и дети совершают морально-нравственные проступки ответов, кажется, ровно столько же, сколько и проблем. Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и образования УРФУ имени первого Президента РФ Б.Н. Ельцина Дудина Маргарита Николаевна прокомментировала вопрос о том, почему же юноши и девушки совершают аморальные поступки: «Я хочу сказать, что подростки не виноваты. Даже можно сказать, что чем меньше ребенок, тем меньше с него спрос. А проблема вся в среде. Потому что, как установлено нашими методологами и психологами Выговским и его последователями, среда является источником развития личности. В настоящее время среда очень многообразна. Очень информативна богата. В ней необычайно трудно ориентироваться, даже взрослым с устойчивой психикой, с устойчивыми моральными принципами. Всем трудно. Это надо понять. И главное, чтобы в такой среде были надежные морально-нравственные ориентиры. Вся мораль и нравственность связана с понятиями совесть и стыд. С ними не рождаются — их надо приобретать. А приобретать, можно, по- разному. Если раньше в церкви сказали так, то надо так. Если родители сказали надо так, значит так и надо. Затем комсомольские, пионерские организации. Это называется авторитарной идиомой. Не путаем с авторитетом. Возможно, эти люди не были для них авторитетами, но в подрастающем поколении был воспитан дух – ты должен!

Маргарита Михайловна Дудина

Сейчас времена меняются. Ребенку дают возможность действовать по методу « я сам», но не стоит забывать, что в этом плане самостоятельности ориентироваться ребенку трудно. Куда, где, в каком направлении быть. Этому сильно способствовало образование. Литература, история и другие гуманитарные дисциплины. Сейчас все в Интернете, где много деструктивного контента, который принимается за правду, что так и должно быть. Поэтому в такой ситуации можно сказать одно, что педагогика, психология должны опережать ситуацию, а мы плетемся в хвосте. Мы идем за событиями, а не опережаем их, получая деструктивное поведение. Но, не забывайте, что сегодня есть многое для развития личности, много конструктивного и позитивного, эмоционального, интеллектуального. Возможность проявить себя. Однако, надо не заставлять его насильно, а помочь ему, быть с ним в сотрудничестве. Чтобы он мог найти эти моральные установки, воспитать их в себе. Кроме того сейчас есть очень мощный кризис воспитания. В связи с деструктивностью среды. И вот если подходить к этому вопросу, что есть потенциал и есть риск, компетентность педагогов, психологов, к сожалению, могу сказать, что далеко не все отвечают этим требованиям. Дети провоцируют их, а надо предупреждать такие случае, до того пока они не случились. Но очень важно воспитывать в детях избирательность, когда они «я сам должен», «мне это нужно» и если они смогут научится этому в культуре, в поведении, то проблем морально-нравственного характера станет меньше. Ребенка надо воспитывать в духе гуманизма, уважения, тогда он сам поймет, что он сможет сделать много доброго, развить себя, а затем и сделать много полезного для общества и страны, тогда он не сможет укатится, в ту пропасть, которая называется- деградация. Кроме того надо работать с родителями. Родители дают свободу, но не объясняют, что это ответственность. Воспитывать чувство человеческого достоинства. То есть вот так: Это меня не достойно и я это не буду делать. Но опять же нужно помочь сориентироваться, что же достойно, а что же нет.

Подводя итог

Исходя из всего сказанного, получается, что проблема морально-нравственной деградации подростком действительно есть. И, кроме того, это осознают и сами подростки, и компетентные по этому вопросу люди. Подводя итог, о том, почему возникают морально-нравственные проблемы, среди детей и подростков становится ясно, что все взаимосвязано. И проблема начинается не совсем с самого подростка, а со среды, с воспитания его родителями. То есть, конечно, подростку самому нужно думать головой, когда он совершает какие-либо поступки. Однако, при этом если среда разрушительно воздействует на мозги ребенка, если родители сами дают свободу, но не объясняют, что нужно быть ответственным за свободные действия, то тогда откуда ребенок это узнает о том, что и как ему быть, как действовать, на что опираться. И здесь напрашивается лишь один вывод: Товарищи взрослые, давайте поможем детям и подросткам обрести такие понятия как совесть, честь и достоинство. Именно они помогут избежать юным гражданам ошибок в морально-нравственном аспекте. Ребята, пожалуйста, старайтесь выбирать правильные ориентиры, а если вы сомневаетесь в их правильности, то не бойтесь обращаться к компетентным взрослым родителям, педагогам.

Дарья Углинских

Версия для печати Версия для печати
Top