• Актуально: ЛЕДЯНОЙ СКАЗ

Для детей изрядного возраста: рецензия на фильм «Щелкунчик и четыре королевства»

«Щелкунчик и четыре королевства» вышел в широкий прокат совсем недавно, но многие уже успели оценить его по достоинству. Эта сказочная история не так проста, как может показаться на первый взгляд. Фильм содержит много дополнительных смыслов, о которых и пойдёт речь дальше.

Сюжет значительно отличается от классической версии Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В интерпретации режиссёров Лассе Халльстрёма и Джо Джонстона неизменными остаются лишь образы героев из знаменитой книги немецкого писателя. Но в новой экранизации центральное место занимает героиня Клара, которой нет в первоисточнике.

В самом начале мы узнаём, что в семье Штальбаумов случилось большое горе: умерла любимая жена и мама, оставив троих детей на попечение супруга. В канун Рождества отец вручает детям прощальные подарки от матери: её лучшее платье для старшей дочери Луизы, оловянных солдатиков для маленького Фрица и загадочную шкатулку без ключа для Клары. Он старается быть стойким и мужественным в этой непростой жизненной ситуации, хотя в душе очень сильно переживает, ведь утрата стала для него настоящей трагедией. При детях он держится строго и холодно, не показывает истинные эмоции в полном объёме, но в действительности это всего лишь маска. Когда отец говорит о формальных приличиях, которые необходимо соблюдать в разгар праздника, юная Клара расценивает это как чёрствость и бессердечность. Между ними вырастает стена непонимания. Хотя и Луиза, и Фриц принимают позицию отца.

Во время рождественского бала Клара сбегает в мастерскую к крестному Дроссельмейеру, который является автором загадочной шкатулки, в надежде узнать разгадку. Вместо прямого ответа мастер-волшебник отправляет Клару в необычное путешествие. Юная героиня попадает в мир чудес, где находит заветный ключик. Но его успевает перехватить шустрый мышонок, ей приходится устремиться за ним. Эта сюжетная линия напоминает «Алису в стране чудес», только там героиня следовала за кроликом.

На своём пути Клара встречает единственного в королевстве щелкунчика по фамилии Гофман. Не совсем понятно, с какой целью даётся отсылка к автору текста. Именно от него девочка узнаёт, что является наследной принцессой. На её хрупкие плечи совсем неожиданно ложится сложная миссия – спасти волшебную страну, которая пребывает в упадке. Щелкунчик выступает в роли помощника Клары и всюду следует за ней. Его образ претерпел явную трансформацию, студия Disney утверждает своё видение. Призывая к толерантности, создатели фильма выбрали на роль Щелкунчика актёра с тёмным цветом кожи. Этот выбор говорит нам о том, что для сказочного мира абсолютно не важна историческая достоверность. В этой истории ему отводится далеко не главная роль, что противоречит названию фильма.

Мир, в который попадает главная героиня, состоит их четырёх красочных королевств, которыми правят регенты. Королевство Сладостей возглавляет Сахарная Слива (обворожительная Кира Найтли), королевством Цветов управляет Боярышник, королевством Снежинок – Озноб, а четвёртым королевством Развлечений – матушка Имбирь. Сахарная Слива (более привычна российскому зрителю как Фея Драже) обманом вынуждает Клару доверить ей ключ, чтобы заполучить всю полноту власти в свои руки и стать единоличной правительницей. Важно отметить, что дворец, в котором очутилась Клара, напоминает Собор Василия Блаженного. Одно из королевств полностью стилизовано под Москву. Именно в нём главенствует регентша, которая создаёт армию оловянных солдатиков, чтобы захватить остальные королевства. Безусловно, интерпретировать можно по-разному, тем не менее такая трактовка отнюдь не безосновательна. И всё же мы не готовы однозначно судить, действительно ли идея навязывания воинствующего образа России, внедрения русофобии в сознание детей изначально была задумана режиссёрами. Но в результате мы всё-таки получаем двоякое прочтение, которое находится в прямой зависимости от точки зрения и соображений конкретного зрителя.

В основу сценария создатели фильма положили одновременно сказку Эрнста Гофмана и балет Петра Чайковского. Поэтому в целом картина создаёт новогоднее настроение, погружает в атмосферу волшебства, заставляет поверить в сказку. Во время просмотра зритель получает эстетическое наслаждение от эффектных праздничных кадров этой ленты, потрясающих декораций и завораживающей музыки П. И. Чайковского. Новейшие аранжировки  нисколько не испортили классическую музыку, как это часто бывает. Также хочется отметить, что фильм впечатляет стильным и элегантным сочетанием современных танцев с классическим балетом. Этот фильм станет идеальным выбором для семейного похода в кино.

Ксения Бояркина

 

Версия для печати Версия для печати
Top