• Актуально: Внимание! Голосование!

«Они всё съедят»: руководитель «МАЯ» Гузель Аиткулова о проблемах эпохи потребления

Эпоха потребления – самое унылое, что могло случиться с человечеством. Культ вещей смешон. Я не очень согласна с отъявленными моралистами, считающими, что главная проблема культа потребления у молодых людей – это отсутствие каких-то нравственных установок. Ведь моральные и нравственные нормы и принципы – это какие-то, на мой взгляд, сугубо интимные вещи. Конечно, есть общепризнанные нормы морали и хорошо бы, если бы эти нормы и принципы человек воспринимал как часть себя, а не как «не делай так – потому, что это плохо априори». Культ потребления несёт в себе намного более страшное явление. Быть потребителем, на мой взгляд, – значит быть глупым. И я говорю сейчас не о глупости в значении необразованности – нет, я имею в виду глупость в понимании узкости мировоззрения, нежелания развиваться.

Все эти, простите, соцсетевские «выпендрёжи», вот эти вот губки-уточкой, полуголые девочки/мальчики, тачки, телефоны, фоточки еды, «101 роза и «501 роза», взятые напрокат (Хармс долго бы смеялся), – разве это не дно? Или вот ещё мне «нравится», когда барышни выкладывают свои полуголые фотки и подписывают их цитатами великих людей. Разве ради этого люди боролись за всеобщее образование, технический прогресс, равенство рас, полов и социальное, проливали кровь за сохранение государств, чтобы – брать напрокат цветы? Серьёзно?

Конечно, если выложить фотку, на которой ты читаешь «Игрока» Фёдора Михайловича, вряд ли ты соберёшь хотя бы десяток «лайков». А эти самые «лайки» сегодня – цель огромного количества молодых людей, выкладывающих (я бы сказала «накладывающих») вот это вот всё в Сеть. Нет, конечно, делиться своими мыслями и переживаниями в Сети – это, наверное, нормально, для того и придуманы все эти платформы, но разве это справедливо по отношению к себе – тратить время на «лайки» (ну, если, конечно, вы не зарабатываете на интернет-рекламе)? Особенно смешно, когда человек настолько невежественен, что у него Онегин – писатель, но зато «лайки», «лайки» на странице есть. И музычка в беспроводных наушниках играет.

Вы, конечно, можете сказать, что я – зануда. Но, ребят, давайте будем честны – тут хоть с занудством, хоть без него – ну стыдно, стрёмно, и смешно не знать, например, кто такой Константин Рокоссовский. Или (представьте, есть и такие), кто такой Владимир Маяковский. Но, когда ты по 15 часов картинки смешные смотришь во вконтактике, откуда ты будешь знать хоть что-нибудь? Хотя, знаете, не так – стыдно не «не знать», стыдно – не стараться узнать. Имея возможность прочитать практически любую книгу бесплатно, мы смотрим тупенькие ролики на Ютубе. Скучно.

Потребители ничего не создают. Не могут. По складу своему. В Ельцин-центре в арт-галерее я как-то видела крутую политическую рекламу 90-х, не помню автора, в ролике мужчина повторял: «Не верьте им – они всё врут. Не верьте им – они всё сожрут». Про политику не буду, но фраза обрела сегодня другой смысл – большинство стремится съесть всё. Может, чтобы другим не досталось? Будущим поколениям, например, но тогда откуда столько «яжматерей»?

Потребителей невозможно и эгоистами-то назвать. Ведь эгоисты хотя бы себя любят, потребители же не любят ничего, кроме самого факта потребления. Гуляла недавно по берегу Среднеуральского водохранилища. Красотища – что слов нет! Только вокруг бутылки, этикетки, продукты потребления. Как же нужно не любить самого себя, чтобы позволить себе гадить в местах, где сам же и отдыхаешь? Когда вот этих мусорящих на природе называют животными, я не согласна – животные себя так не ведут.

Потребители не мечтают. Кроме как о «получить всё, сразу, без труда». Потребители не верят. Им просто незачем. Да и во что? Потребителям чужды понятия сострадания, милосердия. Потребители никогда не смогут защитить свою землю от врага, значит, и себя защитить не смогут. Фидель Кастро как-то сказал, что «тот, кто не способен бороться за других, никогда не будет в состоянии бороться за самого себя». Но чтобы быть способным бороться за других, нужно верить во что-то, а во что могут верить потребители, если они просто хотят потреблять?

Когда кто-то ругает современные искусство, литературу, музыку, повальную безграмотность и невоспитанность, не задумывались ли эти кто-то, что мы сами создаём такой мир. И даже если вы, дорогой читатель, читаете хорошие книги и слушаете качественную музыку (уверена, что читатели «Плотинки» именно такие), но не пытаетесь приобщить к этим самым хорошим книгам и музыке своих друзей/товарищей/однокласснико-одногруппников – вы потакаете эпохе потребления. Ответственность не только перед собой, но и перед другими людьми, страной, наконец, – главное лекарство от вируса потребления. Главное лекарство от деградации. И как бы занудно или моралистически это не звучало. Самое главное, чего не понимают или не хотят понимать носители вируса потребления – в эпоху культа вещей человек сам становится вещью, ведь люди, создающие глупенькие культы, сами этим вещам не поклоняются и не зависят от них. Они-то как раз занимаются своим образованием и развитием – нельзя быть глупым человеком, если хочешь сделать таким другого.

Сломить культ потребления – легко. И мы в силах это сделать. Давайте уже вводить в моду не шмотье какое-то, а знания, культуру, образованность, начитанность, воспитанность, наконец. И если уж мы не можем жить без «лайков», то давайте ставить их под музыкой, например, Бетховена или Цоя, а не бузовых-кридов-и-вот-эти-всех-бессмысленных-песенок, под чьими-то настоящими достижениями, под интересными литературными произведениями. И давайте сами станем теми, кого сейчас так не хватает в современном обществе – настоящими людьми.

 

Версия для печати Версия для печати
Top