• Актуально: Плотинка №6 (48), июнь 2018

С чего начинается творчество

«Несмотря на свои не слишком впечатляющие навыки, я всю жизнь пытался рисовать», – вспоминает художник Кирилл Жуков, известный в интернете под псевдонимом RomantiKZ. Не всегда нужно иметь талант с детства или ходить в художественную школу, чтобы научиться рисовать. О том, что подтолкнуло Кирилла к творчеству, какое виляние оказало аниме и за что еще можно любить мультик «Frozen» — в нашем материале.

Как начался Ваш творческий путь?

С юношеской влюбленности. В школе мне нравилась девочка, которая любила и хорошо умела рисовать. Эта же девочка увлекла мою сестру японской анимацией. В результате всё это конкретно зацепило и меня. Тогда и я сам тоже начал рисовать.

До этого я совсем ничего не умел. Сверстники обращались с карандашами будто бы ловчее, вели линии более уверенно. И когда в домашнем задании по ИЗО мне нужно было нарисовать что-то посложнее яблока — мама делала это на голову лучше меня.

Несмотря на свои не слишком впечатляющие навыки, я всю жизнь пытался рисовать. Уже учась в младшей школе, я резал бумагу на кусочки, сшивал из них книжки и рисовал в них картинки. Знаете, раньше продавались журналы для детей с разными играми, загадками, комиксами, кроссвордами. Я пытался воссоздать что-то подобное. Придумывал ребусы, загадки, создавал персонажей. Например, нарисовал две книжки, которые назвал «тукан и колибри». Главных героев нужно было проводить по лабиринту, отгадывать загадки, решать ребусы, и головоломки… И мне очень нравился сам процесс создания, но никаких навыков рисования тогда у меня, конечно, не было.

Когда я первый раз нарисовал человеческое лицо, оно было ужасно, к счастью, в то время у меня были очень низкие стандарты, поэтому я остался доволен результатом и продолжил рисовать эту ерунду. Рисовал много, но не имел даже базовых знаний. Лишь потом, с подключением к интернету, я стал постепенно углубляться в эту тему. Интернет позволяет усиленно заняться самообучением и саморазвитием, если имеешь желание. А желание я имел. Огромное количество учебных материалов посыпалось на меня со всех сторон. Но, оказалось, важно уметь отличить зёрна от плевел. Потому что в интернете есть много таких уроков, которые ничему не учат, а только рассматривают какие-то частные случаи. Важны фундаментальные знания и навыки, чтобы ты мог «и в профиль, и в анфас». А если тебе показывают, что если нарисовать овальчик, посередине него глазки, волосики сверху – получится голова, то в профиль лицо с этими знаниями ты уже не нарисуешь. Нужно представлять фигуру в объеме, а не в плоскости.

Мой прогресс в рисовании совпал с поступлением в колледж. Невыносимая скука на парах, несомненно, дала свои положительные результаты, ведь сидя на них, я только и делал, что рисовал.

Что означает Ваш творческий псевдоним?

Романтик, потому что влюблённость побудила меня к творческой деятельности. А «КZ» это инициалы.

Ваша рисовка напоминает диснеевскую. Связано ли это с любовью к мультфильмам?

Когда мне было не очень много лет, я, как и все дети, очень любил мультики. Я смотрел все мультики, не делая разделения на мальчиковые и девичьи, смотрел все: и короля льва, и диснеевских принцесс. Но в какой-то момент, у детей начинается переходный возраст и они решают, что уже слишком взрослые для детских мультиков. Со мной тоже такое было.

Увлечение моей сестры аниме поспособствовало моему вовлечению в мультипликацию заново.

Аниме это очень странная категория мультиков, к ней нужно быть готовым. Я не скажу ничего нового, если я посоветую посмотреть мультики Хаяо Миядзаки. Мало того, что они имеют высокую художественную ценность, кроме всего прочего они подготавливают европейского зрителя для восприятия японской анимации.

Я не вижу ничего неожиданного в том, что некоторые люди терпеть не могут аниме. Если бы мне без подготовки дали смотреть аниме со всеми его японскими странностями – наверное, я бы не смог это вынести. Никто не превзойдет японцев в изображении чего-то странного и непонятного. И если начать сразу смотреть что-нибудь дико-японское – скорее всего, у зрителя это вызовет отторжение.

Но именно аниме подтолкнуло меня вернуться к мультикам, и поэтому долгое время мои рисунки были очень похожи на аниме.

Однако однажды я решил отойти от этого стиля. И поскольку наиболее приятной я считал рисовку студии Дисней – мои рисунки напоминают именно ее, это я отрицать не буду. Хоть с каждым разом, надеюсь, сходства все меньше. Со временем мне хотелось бы отойти от привязки к существующему стилю, найти что-то более оригинальное.

Однако у Вас есть работы, в которых Вы нарочно повторялись стиль мультфильма Frozen, почему?

У меня уже много лет теплится в уме проект, основанный на этом мультфильме. Я огромный его фанат, но не потому что люблю сам мультик, а потому что я люблю то, чем он мог бы быть. В отличие от многих в нем есть предпосылки к серьезной взрослой истории.

Взять, к примеру, для сравнения мультик про Рапунцель: мне ничего не хочется в нем менять. Он очень гармонично смотрится, его мир работает по своим собственным законам. Например, там есть трактир полный бандитов, которые в итоге оказываются хорошими парнями. Каждый из них мечтает о чем-то простом, человеческом: играть на рояле, печь пирожки, влюбиться в девушку. Разумеется, в реальности едва ли прожженные мародеры и бандиты мечтали бы о чем-то таком светлом и добром. Но в рамках данного мультика это смотрится вполне закономерно. И таких примеров можно привести много. Потому что вся атмосфера: красочность, музыкальность – всё это наталкивает на то, что это сказка, выдумка, или возможно история в чьём-то пересказе, более мягком, чем события, на которых он основан.

«Холодное сердце» хоть и создано в очень похожей визуальной стилистике, но, тем не менее, явно более мрачное и серьезное, даже по цветовой гамме. Заметьте, что в «Рапунцель» почти отсутствуют холодные, мрачные и тёмные цвета. В «Холодном сердце» такие тона повсюду. Холод и темнота проходят практически через весь мультфильм. Кроме того и начало «Frozen» значительно драматичнее, чем в предыдущем примере. Гибель родителей героинь в кораблекрушении, на мой взгляд, самый драматичный момент во всём фильме. (Кстати это не идёт в копилку его хороших сторон: такой момент должен быть в конце, в кульминации, но здесь он в самом начале). И такое начало сразу же настраивает зрителя на более серьезный тон. И когда мультфильм вдруг снова пытается стать забавным и невинным, когда проблемы персонажей решаются по щелчку пальцев, я чувствую неудовлетворение. Одно дело, когда нам изначально представляют образ наивного сказочного мира, и совеем другое, когда нам показывают семейную драму, проблему взаимоотношений сестер, смерть родителей, тяжесть ответственности за королевство, которую героиня обязана возложить на себя, а потом вдруг вспоминают, что это просто сказка про смешных снеговиков и добрых троллей. Конечно, гнуть драматическую линию – это не то, чем будет заниматься такая студия, как Дисней. И даже будь так – это был бы уже совсем другой мультик. Впрочем, я думаю, он был бы не менее увлекательным.

Есть ли у Вас другие проекты?

Скорее есть идеи. Самая оригинальная из них – это фэнтезийный мир в декорациях 17 века. Я очень люблю эту идею, она зреет у меня в голове уже очень давно, но, не смотря на это, она самая сырая среди всех прочих. Я выдумал ее очень давно, мне было лет десять, когда я выдумал основной костяк этой истории: завязку, конфликт, и с тех пор многое поменялось. Я стал думать по-другому, мыслить шире, больше придираться к логике, сюжету и мотивации персонажей. И сейчас я понимаю, что вся эта история представляет собой отдельные сцены и сюжетные арки, сшитые вместе белыми нитками. Как в плохом сериале, где у героя есть номинальная цель, но в ходе сюжета продвижение к ней практически не осуществляется. Герой постоянно отвлекается на какие-то сторонние действия, постоянно чем-то занят, но это никак не двигает основной сюжет. Да и основная история проста, как палка. Я считаю, что в сюжете главное это основная мысль, посыл, к которому мы подводим зрителя в конце. И, боюсь, что этого пока что нет в моей истории.

Мне хочется показать, что неважно, откуда ты, где ты родился, и куда переехал, все места по-своему хороши, все культуры имеют право на существование и глупо думать, что все должны жить как один. Если бы каждый признавал право окружающих на альтернативное мнение, при переезде пытался бы приспособиться под местные условия, а не изменить их под свои взгляды, мир стал бы лучше. Хочется, чтобы никто не презирал соседей за то, что они живут в другой стране, чтобы политические распри не влияли на отношения граждан, чтобы люди отделяли политическую возню, которую ведут где-то там наверху, от взаимоотношений между простыми людьми.

По сюжету моей истории королевства или империи стремятся завладеть некой силой (оружием), которая смогла бы сделать их сильнее, чем остальные страны. И понятно, что ни к чему хорошему подобное не приведет. А главные герои из разных стран, из разных сословий, пытаются вместе противостоять тому, чтобы хоть кому-то досталась эта сила. Они пытаются оградить мир от дисбаланса. Нельзя допустить, чтобы одна сторона диктовала всем свои правила, нельзя допустить уничтожения разнообразия культур и мнений. Именно эту мысль хотелось бы выразить через историю, но пока что я не знаю, как все связать воедино, как выразить мысль понятной и избежать альтернативного толкования со стороны зрителя.

Благодаря сайту «Мультатор» вы попробовали себя в качестве мультипликатора. Хотелось бы вам продолжить эту деятельность на профессиональном уровне?

Да, действительно, та самая девочка, в которую я был влюблен в школе, отправила мне ссылку на сайт «Мультатор», на котором я пробовал себя в анимации, а так же завел большинство знакомых, с которыми сейчас поддерживаю отношения.

Мне нравится анимация. Я даже что-то умею, но дело в том, что анимация это очень долгий и кропотливый труд, а я рисую недостаточно быстро и уверенно и в дэдлайн бы никогда не уложился. Я не обладаю достаточными навыками, чтобы заниматься этим серьёзно. Когда ты рисуешь что-то для себя, когда ты анимируешь что-то для себя, у тебя есть собственная планка, ты сам знаешь, что ты хочешь и сколько потратишь на это времени. Другое дело, когда кто-то тебя нанимает. Это уже требует от тебя больших навыков, большей ответственности, так как тебе за это платят деньги.

На «Мультаторе» у меня есть идеи, незаконченные коротенькие мульты на полминуты. Мне это интересно, это мне нравится и я хотел бы рисовать что-то покрупнее, но сложно делать что-то серьезное одному, если дело касается анимации.

Вообще делать что-то серьезное одному – сложно. Даже если бы кто-то красил за меня, то, что я рисовал, это было бы уже очень хорошо. Но толково раскрасить – это даже сложнее, чем толково нарисовать. Некоторым кажется, что раскрашивать не сложно, что сложно нарисовать, сложно придать форму, а раскрасить любой дурак может. На самом деле раскрашивать – это невероятно сложно. Я сам не умею пользоваться цветами в той степени, в которой хотелось бы. А среди тех, кто справится с этим лучше меня, не найдётся желающих работать за идею.

Что ты думаешь о современном искусстве?

Как я понимаю, в современном искусстве, в том, которое продается за огромные деньги.

Для ценителей такого творчества главное не умение рисовать, а умение поражать зрителя. Что-то новое, необычное, чего до этого не было, — и это неплохо. Другое дело, что для них, те, кто умеют, те, кто рисуют в классической манере, те, у кого есть сюжет и конкретная идея — это просто ремесленники, люди, которые умеют рисовать, но не умею поражать. Современное искусство говорит, что искусство может творить каждый, но почему-то те люди, которые умеют, которые обладают знаниями, отбрасываются. То есть «искусство может творить каждый, кроме тех, кто умеет рисовать». И меня сильно расстраивает то, что в современном искусстве, как мне кажется, не считают, что может сочетаться одновременно и умение рисовать сюжеты и умение поражать. Взять, например Сальвадора Дали, он мне очень нравится, потому что он умел поражать воображение, и при этом никто не станет поспорить с тем, что он определённо умел рисовать. А красить холст в зеленые и красные полосы, и загонять это за миллион долларов – это не искусство.

Увидеть эти и другие работы художника, можно будет в группе во «ВКонтакте»: vk.com/romantikz_room

Юлия Медведева

Версия для печати Версия для печати
Top