• Актуально: Лечимся «снегом»: чем шоу Полунина заменяет курс психотерапии

«Тренажёр для мозгов»: размышления писателя-фантаста Бориса Долинго

Что сделало нашу сегодняшнюю цивилизацию тем, что она есть? Благодаря чему люди летают на самолётах, получают электричество от энергии радиоактивного распада, держат в руках смартфоны и замахиваются на освоение других планет? Благодаря великим учёным и изобретателям? Формально – да, благодаря Ньютону, Кюри, Дизелю, Эйнштейну и прочим великим умам. Но что заставило и пока ещё заставляет мозги таких людей работать именно так, как они работают?

Нил Гейман, замечательный английский писатель, написал статью «Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и фантазии» (рекомендую всем поискать эту стать в Сети, ссылок масса). Когда я прочитал слова Нила Геймана, то тут же воскликнул: «Чёрт, меня определи!» Я слишком долго только собирался написать нечто примерно такое же.

Жаль, что я не написал подобную статью, но меня, надеюсь, извиняет то, что уже много лет, являясь неким «функционером от литературы» и работая с молодыми авторами в журнале «Уральский Следопыт», в сборнике фантастики «Аэлита» и вообще организовывая одноимённый фестиваль фантастики (кстати, действующий у нас в городе аж с 1981 года), я пытаюсь воплощать аналогичные мысли непосредственно на практике – стараюсь сохранить интерес молодых к такому, не побоюсь сказать, уникальному явлению, как чтение.

На многих встречах с читателями, молодыми авторами и особенно со школьниками я всегда объясняю, что процесс чтения – уникальный способ развивать СОБСТВЕННОЕ воображение и интеллект. Чтение в этом смысле невозможно заменить ничем. Кино- и телефильмы или компьютерные игры дают зрителю уже готовые образы – готовый видеоряд. При чтении же книги читатель становится как бы соавтором произведения, так как он, читатель, должен построить в своём воображении и всё то, что явно описывает писатель, и всё то, что писатель не прописал досконально. Ведь писатель не может описать всё, происходящее в его книге (лица и фигуры, места действия и т.д.) с кинематографической точностью. И читатель однозначно вынужден включать воображение и достраивать у себя в голове яркую картину из того наброска, что писатель дал неким «набором» из букв алфавита.

В результате книга и сам процесс чтения работает как некий «тренажёр для мозгов». Глядя на экран, мы и наш разум в прямом смысле слова «лежат на диване», поскольку нет никакой необходимости включать воображение, чтобы разглядывать данные тебе кем-то чужим готовые «картинки». Читая же художественный (и даже не обязательно художественный) текст, мы, волей-неволей, «выходим на пробежку», берём в руки некие «ментальные гантели» и качаем «мышцы» своего мозга.

Кроме того, как пишет Нил Гейман, чтение художественной литературы порождает эмпатию – процесс чтения учит читающего, используя своё воображение, создавать новые миры, населять эти миры действующими лицами, смотреть на мир глазами героев книг. Читатель становится кем-то иным, другим человеком, а часто, если речь о фантастике, вообще иным существом, и, значит, учится понимать другие сущности.

Никакое иное времяпрепровождения или развлечение в этом смысле и близко не может сравниться с чтением. И речь, разумеется, не только о чтении фантастических произведений – любая художественная книга, будь то «Дочь Железного дракона» Майкла Свонвика или «Анна Каренина» Льва Толстого работает именно как «тренажёр для мозгов».

Те, кто прочитает статью Нила Геймана, обратят внимание на его воспоминание о посещении Китая в 2007 г. – очень яркий пример, как и, главное, ЗАЧЕМ, государству следует поощрять чтение (и, в частности, чтение фантастики).

Давайте вообще посмотрим, когда человечество начало массово читать книги? Ну да, примерно тогда, когда книга перестала быть уникально дорогим рукописным артефактом и благодаря изобретению книгопечатания сделалась доступной относительно широким массам. И, главное где это случилось! Именно после появления изобретения Иоганна Гутенберга народ в Европе, можно сказать, начинает «читать массово». И посмотрите, какой рывок в области развития науки и техники совершила Европа, став основой современной мировой цивилизации, оставив в научном и в техническом смысле далеко позади весь остальной мир (и арабский, и китайский, и весь прочий), который массово не читал именно художественную литературу (да и вообще массово особо не читал).

Мало кто рассматривает феномен европейского научно-технического рывка под таким углом зрения, но я уверен, что объяснение кроется именно в массовом чтении художественной литературы: европейцы толпами пошли в «тренажёрные залы для мозгов» – они начали ЧИТАТЬ! Народ получил сравнительно дешёвое и доступное развлечение – чтение, никаких и близко равных ему эквивалентов не было. Результат «тренировок» не заставил себя ждать: все серьёзные научные-технические прорывы в XVI-XIX веках, поднявшие человеческую цивилизацию на принципиально иной уровень, совершены негде-то, а в Европе. Создание новых морских судов, паровой машины, двигателя внутреннего сгорания, аэропланов и т.д., случились именно там не потому, что европейский «генетический материал» чем-то лучше любого иного человеческого материала на этой планете, а только потому, что европейским детям неслыханно повезло: массовое книгопечатание изобрели именно у них, а система европейской культуры разрешала читат, в общем-то, всем. И они начали читать книги.

Сегодня, увы, мы наблюдаем обратный процесс – люди читают всё меньше. И времени не хватает, и появились другие, куда более лёгкие способы развлечения. Ведь намного проще посмотреть кино, посидеть в соцсетях, постя зачастую полный бред, или развалиться на диване, глазея на экран на сделанный кем-то вместо тебя мир, чем пойти в «спортзал для мозгов», начав читать книгу. И результат, к сожалению, тоже не заставляет ждать: если посмотреть, то за последние 30-40 лет каких-то «прорывных» изобретений становится всё меньше и меньше. Например, мы по-прежнему летаем в космос на «керосинках», в концептуальном смысле созданных ещё в середине XX века. Как написал Илья Кнабенгоф («Плотинка», № 1(43), январь 2018), у молодых людей «уровень интеллекта и глубины сердца в целом падает и продолжает падать. Проявлена поверхностность как подход ко всему. Нет глубоких знаний ни в чём. Нет Мастеров – одни подмастерья». Сравните с примером, который приводит Нил Гейман про Китай – не правда ли, многое подсказывает ответ, в чём причины?

Поэтому совет всем юным и молодым людям: идите не только в тренажёрные залы, где качают мускулы, а пользуйтесь «тренажёром для мозга» – читайте книги. Потребляйте не только готовые «лекала» в виде фильмов и компьютерных игр, но развивайте собственную фантазию по тем «эскизам», который вам предлагают писатели, создавайте вместе с ними собственные миры в своём воображении, сопереживайте с героями книг внутри себя, учитесь видеть мир глазами других людей.

Только это – гарантия того, что развитие человеческой цивилизации сохранит своё поступательное движение по сложной, но такой увлекательной дороге прогресса.

Борис Долинго

Версия для печати Версия для печати
Top